Неоинституционализм — Особенности методологии неоинституциональной теории

«Экономическая наука, наконец, вышла за узкие пределы ее прежнего царства – царства производства и распределения – и может теперь заявить свои права на обширную территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права»
Р. Хэйлбронер

Мы уже знаем, что институционализм как направление экономической мысли, возник в начале ХХ века и его основоположником был Т. Веблен. В момент возникновения институционализм стал течением оппозиционным по отношению к господствовавшей тогда в экономической науке неоклассике. Как мы помним, Т. Веблен критиковал неоклассическую теорию за ее излишнюю абстрактность, за упрощенное понимание человека, за игнорирование институциональных рамок деятельности хозяйствующих субъектов и экономического развития.

Как ни странно, многие элементы этой критики со временем стали воспроизводить представители самой неоклассической науки. И это привело к возникновению новой школы, получившей название «неоинституционализм» .

Такое обозначение может породить ошибочное представление о ее сходстве со «старым» институционализмом Т. Веблена, Дж. Коммонса и с инстититуционально-социологическим институционализмом Дж. Гэлбрейта. На самом деле, между «старым» институционализмом и неоинституционализмом имеются существенные различия, прежде всего, методологические. Междисциплинарный подход «старых» институционалистов, как известно, означал привлечение к объяснению экономических проблем факторов внеэкономических – правовых, политических, социальных и т. д. Неоинституционалисты же, наоборот, изучают политические, правовые, социальные проблемы методами неоклассической экономической теории. Традиционные понятия неоклассической теории – максимизация, равновесие, эффективность – стали прилагаться к изучению таких явлений как расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, парламентские выборы и др. Такое проникновение в смежные социальные дисциплины получило название «экономического империализма» .

Поэтому корни неоинституциональной теории уходят в неоклассическую традицию.

Вместе с тем, решая новые познавательные задачи, неоинституционалисты пересмотрели некоторые из неоклассических схем и постулатов.

Прежде всего, это коснулось ядра неоклассической теории — модели рационального выбора в условиях заданного набора ограничений. Во-первых, неоинституционалисты считают, что неоклассики отошли от принципа «методологического индивидуализма», признав за такими коллективными общностями, как фирма или государство, право считаться реально действующими участниками социального процесса. Неоинституционалисты настаивают на том, все эти коллективные общности не обладают самостоятельным существованием, несводимым к составляющим их членам. Поэтому их следует объяснять, исходя из поведения индивидуумов.

Отсюда и присущее неоинституционализму стремление изучать организации изнутри, с точки зрения их внутренней структуры. Для сравнения: неоклассики рассматривали фирмы и другие организации, как «черный ящик». Неоклассическая теория изучала то, что фирма имеет «на входе» (издержки) и «на выходе» (продукция), игнорируя то, что содержится внутри. Вот почему подход неоинституциональной теории получил характеристику «микромикроэкономический».

Другое методологическое отличие неоинституциональной теории от неоклассической состоит в том, что неоинституционалисты ввели в анализ новый класс ограничений, обусловленных институциональной структурой общества. Они назвали их институциональной средой (или институциональными рамками) деятельности экономических агентов. Учет этих ограничений означал отказ от таких упрощающих неоклассических предпосылок как допущения о том, что все ресурсы распределены и находятся в частной собственности, что права собственников четко ограничены и защищены, что имеется совершенная информация и полная подвижность ресурсов и пр.

Кроме того, неоинституционализм принял на вооружение и более реалистическую модель самого принятия решений, предположив, что человек не является существом гиперрациональным и сверхнравственным и что его поведение, наоборот, характеризуется ограниченной рациональностью (так как ограничены сами возможности человеческого интеллекта, а также в силу несовершенства информации) и оппортунистическим поведением , под которым понимается любое нарушение взятых на себя обязательств в интересах получения экономической выгоды.

На вышеописанных подходах базируется целое семейство теорий, таких как теория прав собственности, трансакционных издержек и фирмы (основоположник Р. Коуз), теория организаций (О. Уильямсон), новая экономическая история (Д. Норт и др.), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен и др.).

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора