Подходы к совершенствованию. Цикл совершенствования.

Сегодня содержание понятия «совершенствование» гораздо шире, чем обеспечение соответствия продукции заданным требованиям. Предприятия переходят от «качества продукции» через «качество процессов» к понятию «качество фирмы».

Питер Друкер отмечает, что многие руководители недооценивают важность совершенствования того, что сегодня хорошо, и занимаются инновациями тогда, когда все плохо и не хватает ни сил, ни ресурсов. Лучшая инновационная стратегия это стратегия непрерывного совершенствования. Лучшее правило стратегий совершенствования – приложить усилия к тому, чтобы развить свой успех, расширять те области, в которых вы добились успеха и вовремя менять их. При этом важно научиться обращать внимание не только на внешние изменения, но и научиться видеть внутренние возможности.

Выделяют два концептуальных подхода к совершенствованию бизнес-процессов: а) процедурный и б) преобразовательный.

Оба подхода базируются на общем фундаменте процессной теории и методологии управления процессами: описание границ процессов, описание самого процесса, установление контрольных точек в процессах, измерение показателей процесса, анализ полученной информации и предложения по совершенствованию. Они направлены на выявление дублирования функций, узких мест, затратных центров, качества отдельных операций, недостающей информации, возможностей автоматизации и управление качеством.

Имея много общего, эти подходы имеют существенные различия.

Процедурная концепция идет «от структуры к процессу». Она основывается на создании системы учета качества осуществляемых операций и процессов, которая позволяет фиксировать положительную динамику по определенным показателям в наблюдаемом процессе. Например, снижение доли вредных примесей, дефектов, материалоемкости, повышение производительности труда, надежности и конкретных потребительских свойств продуктов.

Этот подход в большей степени ориентирован на совершенствование фрагментарных процессов в рамках функционально-специализированных структур управления, их унификации и стандартизации в рамках ISO.

Он позволяет фиксировать усилия по улучшению или отсутствие этих улучшений. Его ограниченность обусловлена возможностями измерения и анализа показателей и тем, что любая система показателей не может учесть все детали процесса, поэтому улучшения обычно охватывают только часть деятельности, и возможно не самую важную. Нередко, стандарты ISO укрепляют основу функционально-иерархической модели управления организацией, углубляя проблемы слабой адаптивности, гибкости и высокой бюрократизации в управлении. Поэтому на практике совершенствование процессов в рамках этого подхода нередко сводится к переносу функций структурных подразделений в создаваемые процессные подразделения, то есть к простому переименованию, а не изменению содержания и назначения процессов.

Преобразовательная концепция идет «от процесса к структуре» и концентрирует внимание на создании дополнительной ценности для внутренних и внешних клиентов. Процессы исследуются с позиций совокупности операций, создающих ценность для потребителя. Ставится цель перехода к процессно-ориентированной модели управления.

В этом случае деятельность каждого сотрудника и каждого подразделения на предприятии связывают с тем клиентом, на которого она направлена. Главный вопрос концепции «Кто будет пользоваться результатами данной операции?». В ней используется внутренний маркетинг, т.е. постоянное уточнение у клиентов «то ли им поставляют?» «в нужном ли объеме?» «в удобные ли сроки?» и осуществляется корректировка операций в соответствии с их ожиданиями и требованиями.

Преобразовательная концепция не ограничивается только внутренним маркетингом, ее целью могут быть полное устранение потерь, улучшение качества конечного продукта, сокращение затрат и сроков выпуска продукции.

В рамках этого подхода более полно реализуется процессное управление, появляется возможность избежать излишней функциональной специализации или значительно снизить ее роль посредством интеграции.

Процедурная концепция легче в реализации, но преобразовательная может привести к большему эффекту в будущем. Обе концепции не противоречат друг другу, поэтому в практике организации обычно используют их сочетание.

Кроме выбора концепции, совершенствование требует ответа на вопрос «Как будут проводиться улучшения?». Для этого, используют два подхода к проведению улучшений процессов:

1) прорывные инновационные проекты, ведущие к пересмотру и улучшению существующих процессов или внедрению новых. Их осуществляют специально создаваемые инновационные группы вне обычной деятельности в организации;

2) пошаговые непрерывные улучшения (по Э. Демингу), проводимые сотрудниками в рамках действующих процессов.

Первый подход приводит к существенным изменениям процесса и фундаментальным изменениям в организационной структуре управления, и, как правило, требует значительных капиталовложений.

Второй – осуществляется в рамках существующей организационной структуры управления. В процесс совершенствования вовлекаются все сотрудники от менеджеров до рабочих. Реализация этого подхода требует меньших затрат.

Прорывной подход к совершенствованию характерен для США и Европы. Непрерывное пошаговое совершенствование преобладает на японских предприятиях. Однако западные компании постепенно также стали брать на вооружение пошаговые непрерывные улучшения.

В японском менеджменте эти два подхода к совершенствованию получили названия соответственно «инновационный» и «кайдзен» (непрерывное совершенствование).

Цикл совершенствования

Определившись с концепцией и подходом к организации совершенствования, выбирается основной алгоритм, с помощью которого осуществляются улучшения.

Принято считать, что истоки всех существующих алгоритмов совершенствования уходят к работам В. Шухарта, предложившего использовать цикл «планируй – делай – проверяй – действуй» (PDCA). Поскольку всемирную известность этому циклу принес У.Э. Деминг, его назвали «цикл совершенствования Шухарта-Деминга».

Однако, для улучшения бизнес-процесса, прежде всего, необходимо зафиксировать уровень выполнения процесса. Это обусловлено тем, что при отсутствии либо несоблюдении стандарта исполнения, действия, предпринятые для решения проблемы, постепенно могут свестись к нулю, и работа будет осуществляться прежним способом, проблема появится снова, особенно тогда, когда к исполнению процесса привлекаются новые работники.

Поэтому для стабилизации уровня выполнения процесса, сначала рекомендуется использовать поддерживающий цикл – «стандартизируй – делай – проверяй – действуй» (SDCA). Он представлен на рис. 36.

Подходы к совершенствованию. Цикл совершенствования. - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 36. Поддерживающий цикл SDCA

Стандартизируй (standard) – означает определить и зафиксировать стандарт выполнения бизнес-процесса. Делай (do) – выполняй требования стандарта в процессе выполнения работы. Проверяй (check) – проверяй, исчезли ли дефекты. Действуй (act) – действуй в соответствии со стандартом.

Стабилизировав выполнение процесса, можно ответить на вопрос «Проблема возникает потому, что мы не следовали определенному стандарту, или потому, что стандарт оказался несовершенным?». В первом случае, необходимо стабилизировать процесс, т.е. заставить исполнителей следовать определенному стандарту, воздействуя на них, а во втором совершенствовать стандарт.

Когда стандартные требования установлены и выполняются, но проблема осталась, используется «цикл совершенствования Шухарта – Деминга» PDCA (рис. 37).

Подходы к совершенствованию. Цикл совершенствования. - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 37. Цикл совершенствования Шухарта – Деминга PDCA

Планируй (plan) – значит найти причину и запланировать ее устранение. Делай (do) – выполнить намеченный план. Проверяй (check) – проверить, исчезли ли дефекты. Действуй (act) – действовать с учетом изменений.

Если дефекты исчезли, новое исполнение бизнес-процесса следует стабилизировать, снова используя цикл SDCA.

Б. Андерсеном предложен расширенный алгоритм совершенствования бизнес-процессов, как бы объединяющий стабилизирующий и совершенствующий циклы. Он включает пять этапов:

1. Документирование процесса (разработка стандарта);

2. Измерение показателей (количественных характеристик);

3. Оценивание показателей (сравнение текущего и желаемого уровней результатов);

4. Планирование совершенствования (действий, которые приведут к достижению желаемого уровня);

5. Совершенствование.

В развернутом виде, алгоритм улучшения представлен в стандарте ИСО 9004:2000. В соответствии с ним необходимо осуществить следующие действия:

а) определить причину улучшения – определить проблему процесса, и выбрать область улучшения, указав причину необходимости работы над ней;

б) оценить фактическую ситуацию – результативность и эффективность существующего процесса. Собрать и проанализировать данные для выявления проблем, которые чаще всего возникают. Выбрать конкретную проблему и поставить задачу по улучшению;

в) провести анализ с целью определения и проверки первопричины проблемы;

г) осуществить идентификацию возможных решений – исследовать альтернативные решения. Необходимо выбрать и реализовать лучшее решение, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;

д) оценить последствия – следует убедиться, в том, что проблема и ее первопричины устранены или их воздействие уменьшилось, что решение сработало, и задача по улучшению выполнена;

е) осуществить внедрение и стандартизацию нового решения – заменить старый процесс на улучшенный, предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин;

ж) после завершения действий по улучшению осуществить оценку результативности и эффективности процесса. Результативность и эффективность проекта по улучшению следует оценить и рассмотреть возможность его использования еще где-либо в организации.

Нередко фирмы используют собственный цикл совершенствования. Например, «Моторола» использует алгоритм совершенствования DMAIC «определить – измерить – проанализировать – усовершенствовать – проконтролировать», который по существу не отличается от рассмотренных алгоритмов.

 

От автора

Социально-экономическое содержание страхования

  1. Сущность страхования и его функции
  2. Формы организации страхового фонда
  3. Классификация страхования
  4. Страховой рынок и его участники

Юридические основы страховых отношений

  1. Правовое регулирование страховой деятельности
  2. Специальное страховое законодательство
  3. Нормативные правительственные документы, ведомственные акты и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие вопросы страхования
  4. Договор страхования
  5. Лицензирование страховой деятельности
  6. Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

Управление рисками и страхование

  1. Классификация рисков
  2. Методы оценки риска
  3. Характеристика имущественных рисков
  4. Страховой андеррайтинг
  5. Страховой маркетинг

Финансовые основы страховой деятельности

  1. Формирование и размещение страховых резервов
  2. Финансовая устойчивость страховой организации
  3. Финансовые результаты деятельности страховой организации
  4. Налогообложение страховых организаций
  5. Особенности бухгалтерского учета страховых организаций
  6. Аудит страховых организаций

Актуарные расчеты в страховании

  1. Сущность, особенности и задачи актуарных расчетов
  2. Показатели страховой статистики
  3. Понятие страхового взноса
  4. Расходы на ведение дела как элемент тарифной политики
  5. Расчеты страховых тарифов по рисковым видам страхования
  6. Особенности расчета тарифных ставок по страхованию жизни

Имущественное страхование

  1. История развития имущественного страхования
  2. Объекты, виды и формы проведения имущественного страхования
  3. Основные понятия и элементы организационной структуры имущественного страхования
  4. Системы страхования
  5. Понятие договора имущественного страхования
  6. Страхование средств наземного транспорта
  7. Страхование средств железнодорожного транспорта
  8. Страхование средств водного транспорта
  9. Морское страхование
  10. Страхование средств воздушного транспорта
  11. Авиационное страхование
  12. Страхование космических рисков
  13. Страхование грузов
  14. Сельскохозяйственное страхование
  15. Страхование финансовых рисков
  16. Страхование предпринимательских рисков
  17. Страхование имущества физических лиц
  18. Страхование имущества юридических лиц
  19. Страховая защита торговых предприятий
  20. Экологическое страхование
  21. Страхование технических рисков
  22. Страхование инвестиционных рисков
  23. Страхование банковских рисков
  24. Страхование вкладов физических лиц

Жилищное страхование

  1. Сущность и виды жилищного страхования
  2. Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
  3. Региональные особенности жилищного страхования
  4. Правовое обеспечение жилищного страхования
  5. Государственное регулирование жилищного страхования
  6. Перспективы развития жилищного страхования
  7. Ипотечное страхование

Страхование ответственности

  1. Сущность и виды страхования ответственности
  2. Страхование ответственности предприятий источников повышенной опасности
  3. Страхование гражданской ответственности производителей товаров, исполнителей работ (услуг)
  4. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
  5. Страхование профессиональной ответственности оценщиков
  6. Страхование профессиональной ответственности нотариусов
  7. Страхование профессиональной ответственности депозитариев
  8. Страхование профессиональной ответственности врачей

Личное страхование

  1. Сущность личного страхования
  2. Страхование жизни
  3. Страхование от несчастных случаев и болезней
  4. Медицинское страхование
  5. Страхование граждан, выезжающих за рубеж
  6. Накопительное страхование

Социальное страхование

  1. История развития социального страхования
  2. Сущность социального страхования в современных условиях

Пенсионное страхование

  1. Роль пенсионного страхования в системе страховой защиты населения
  2. Государственные и негосударственные пенсионные системы

Перестрахование

  1. Сущность и функции перестрахования
  2. Факультативное и облигаторное перестрахование
  3. Пропорциональное и непропорциональное перестрахование
  4. Финансовое перестрахование

Страхование внешнеэкономической деятельности

  1. История развития страхования внешнеэкономической деятельности
  2. Классификация видов страхования внешнеэкономической деятельности
  3. Правовое регулирование страхования внешнеэкономической деятельности
  4. Страхование внешнеторговой деятельности
  5. Страхование экспортных кредитов
  6. Страхование валютных рисков
  7. Транспортное страхование грузов во внешнеэкономической деятельности
  8. Страхование контейнеров
  9. Страхование и внешнеторговый контракт
  10. Страхование гражданской ответственности перевозчика
  11. Страхование гражданской ответственности экспедиторов груза
  12. Страхование гражданской ответственности таможенных перевозчиков
  13. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика
  14. Страхование гражданской ответственности автоперевозчика
  15. Страхование гражданской ответственности железнодорожных перевозчиков
  16. Страхование ответственности судовладельцев
  17. Система «Зеленая карта»

Мировой страховой рынок

  1. Страхование в зарубежных странах
  2. Международная торговля страховыми услугами в соответствии с правилами Всемирной торговой организации

Словарь терминов