Морское страхование представляет собой страхование рисков, связанных с морским судоходством и перевозкой грузов морским транспортом. Оно объединяет различные виды имущественного страхования и страхования ответственности и включает страхование судов, страхование грузов, фрахта и ответственности судовладельцев перед третьими лицами.
Морское страхование является важнейшим видом страхования, что обусловлено характером опасностей, сопровождающих морское судоходство, огромной стоимостью морских судов и масштабами морских перевозок.
Морское страхование имеет древнюю историю. Зарождению его способствовало развитие морской торговли. Родосский морской закон — сборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в VII—VIII вв., являясь одним из первых правовых уложений человеческой цивилизации, впервые дал определение одного из основных постулатов морского страхования грузов и судов — общей аварии. Распространение морское страхование получило в XIII—XIV вв., прежде всего в центрах морской торговли — Генуе, Флоренции. Считается, что именно в Генуе выдан самый древнейший из дошедших до наших времен полис морского страхования, датированный 1347 г.
В период европейского Ренессанса морское страхование возродилось в процветающих торговых городах Италии и Испании. Отсюда система распространялась по великим торговым путям в Северную Европу, где идея морского страхования была адаптирована купцами в Ганзейском торговом союзе уже в ХШ—ХГУ вв. В законодательстве Ганзы зафиксированы положения о морском страховании1.
В XVI веке в Италии начался процесс страховых взаимоотношений сторон по морскому договору. В 1600 г. в Великобритании был принят Закон о страховании, в котором были отражены в наиболее завершенном виде вопросы, касающиеся обязанностей сторон договора.
В 1681 г. нормы морского страхования получили отражение в Морском Ордонансе. Нормы Морского Ордонанса были повторены в соответствующих статьях наполеоновского Торгового кодекса 1807 г. Этот кодекс оказался настолько долговечным, что был упразднен французским законом только 3 июля 1967 г. В этот же период (XVII—XVIII вв.) быстро развивался и английский рынок морского страхования. В 1688 г. закладываются основы будущей страховой корпорации Ллойда. В 1779 г. ее страховщики разработали стандартную форму морского полиса.
Первые компании морского страхования были созданы в Дании и Швеции в конце XVIII в., а Норвегии в начале XIX в.
В Великобритании в 1906 г. был принят Закон о морском страховании, в котором отмечено, что «договор морского страхования — это договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере, морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием». Современные полисы основываются на этом законе. С развитием торговли и судовых технологий страховщиками разрабатывались новые страховые продукты.
В современных условиях морское страхование является одним из основных видов страхования в международной торговле, так как осуществление морских перевозок невозможно без страхования, как обязательного условия международных контрактов. Международными центрами морского страхования являются Япония, США, Великобритания, Норвегия, Германия, Франция.
На рынке Великобритании особое место занимают страховые и перестраховочные компании и корпорация «Ллойд». Лидирующее положение занимает корпорация «Ллойд». Один из существенных структурных компонентов «Ллойда» — так называемый Регистр, который был создан в 1760 г., когда членами «Ллойда» был образован комитет, в чьи задачи входило издание списка судов — возможных объектов страхования. Качество судна определялось в результате инспектирования и заносилось в регистр с помощью определенной комбинации букв. Уже в 1834 г. регистр обрел самостоятельную, независимую от «Ллойда» правовую форму и название Судоходный Регистр Ллойд.
В США развитие морского страхования связано с образованием в 1920 г. Американского Синдиката по Страхованию Корпуса Судна. В дальнейшем помимо Синдиката на страховом рынке были представлены Международное Морское Агентство, Американская Страховая Группа и несколько самостоятельных корпораций. Стандартные условия для американских полисов морского страхования собраны в Формуляре Американского института по Корпусу Судна (American Institute Hull Form).
Французский страховой рынок относится к одному из континентальных рынков морского страхования Европы. Еще в 1681 г. нормы морского страхования получили отражение в Морском ордонансе. Позднее морское страхование развивалось еще большими темпами. Этому способствовало принятие важнейших документов, имеющих решающее значение для развития страховых отношений с зарубежными компаниями. Так, в 1976 г. было принято решение, разрешающее часть французского тоннажа страховать за рубежом. В настоящее время вопросами морского страхования занимается Синдикат французских обществ морского страхования.
Развитие морского страхования в России связано с необходимостью перевозки грузов. В начале XIX столетия центром российского морского страхования была Одесса. Позднее появились предприятия, занимающиеся страхованием морских рисков в Петербурге и Риге. Особое развитие морское страхование получило с развитием страхования грузов в 60—70-х гг. XIX в. В 1846 г. были изданы «Правила для морского страхования». Первое страховое общество морского страхования было организовано в 1864 г. под названием «Российское общество морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов с выдачей ссуд».
В 1921 г. Народным Комиссариатом финансов были приняты Правила по морскому страхованию. В 1929 г. принят Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, где вопросам морского страхования грузов посвящалась глава XII. С образованием Управления иностранного страхования СССР в 1948 г. морское страхование получило широкое развитие. В 1949 г. были разработаны правила морского страхования в соответствии с правилами страхования Института Лондонских страховщиков.
В настоящее время морское страхование осуществляется «Ингосстрахом» и другими ведущими российскими страховыми компаниями. Морское страхование регулируется ГК РФ, Федеральным Законом «Об организации страхового дела в РФ», Кодексом торгового мореплавания РФ, международными правовыми актами и иными документами, утвержденными законодательством РФ. В соответствии со ст. 970 ГК РФ правила, предусмотренные главой 48, распространяются также на морское страхование. Основные требования к договору морского страхования, регулирующего взаимоотношения между сторонами, содержатся в главе 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.