Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX в. и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением установленного возраста.
К началу 1920-х гг. широко обсуждался вопрос рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. В то время социальное обеспечение пенсионеров базировалось на критериях утраты трудоспособности и наступления инвалидности.
В 1929 г. впервые были установлены принципиальные различия в размере между пенсией по инвалидности и пенсией по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.
Начиная с 1932 г. пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. С этого времени был законодательно введен пенсионный возраст: для женщин — 55 лет и для мужчин — 60 лет.
Конституцией СССР в 1936 г. был предусмотрен всеобщий характер пенсионного обеспечения для рабочих и служащих.
В 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях», который установил механизмы регулирования размера пенсии по старости и отменил выплату пенсий по старости работающим пенсионерам, одновременно увеличив размеры назначаемой пенсии. Одним из результатов этого этапа развития пенсионного обеспечения, наряду с ростом уровня пенсий, явилось сокращение доли работающих пенсионеров, которая уменьшилась с 60 % в 1956 г. до 9 % в 1962 г.1
Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15 июля 1964 г. предусматривал выход на пенсию для колхозников-мужчин с 65 лет и для женщин — с 60 лет. Однако уже в 1968 г. колхозникам было предоставлено право на пенсию по старости с такого же возраста, как рабочим и служащим.
К середине 1960-х гг. в стране сложилась полноценная государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости, которая обеспечивала всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. В этой связи пенсионная система начиная с 1960-х г. и до 1990 г. получила определение государственного пенсионного обеспечения.
Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в консолидированном бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны.
Важным этапом формирования программы государственного пенсионного страхования обычно рассматривается середина 1960-х гг., когда было установлено право на получение пенсий в период наступления соответствующего возраста, инвалидности либо по случаю потери кормильца.
Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку обязательные страховые взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 1980-е гг. составила около 60 % всего бюджета социального страхования-.
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий:
•по возрасту;
•по инвалидности;
•по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях;
•за выслугу лет.
В целях стабилизации и подъема материального положения пенсионеров в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1, в соответствии с которым были сформулированы принципы обязательного государственного пенсионного страхования, определены на законодательном уровне условия формирования ПФР. Особенностями вышеназванного закона были следующие:
•социальная направленность с сохранением всех предыдущих государственных обязательств;
•дальнейшее расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию;
•введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа;
•установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа;
•введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам.
Кроме того, Закон «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 определил принципиально новый источник формирования, накопления и перераспределения суммы средств на пенсионное обеспечение в одном специализированном финансовокредитном учреждении, для чего был организован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), основная функция которого заключалась в финансировании выплаты всех видов государственных пенсий.
В августе 1995 г. Постановлением Правительства РФ № 790 была утверждена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования.
Необходимость пенсионного реформирования была обусловлена сложившейся ситуацией в связи с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения.
Пенсионная реформа изменила пенсионную систему, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц, правовые основы ее функционирования.
Действующее законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие нормативные документы.
Пенсия означает ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям. Право на получение пенсии определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
Принципиально новая структура пенсий установлена Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 (с измен. от 26 июня 2005 г. № З-ФЗ). Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством.
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
•трудовая пенсия по старости;
•трудовая пенсия по инвалидности;
•трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
•базовой части;
•страховой части;
•накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:
•базовой части;
•страховой части.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 руб. в месяц.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/ Т,
где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 мес.).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.
При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 мес.).
Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 руб. в месяц.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т,
где НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
В случае установления трудовой пенсии по старости, в состав которой входят страховая часть и (или) накопительная часть пенсии, средства, отраженные на индивидуальном лицевом счете и (или) в специальной части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете соответствующей части трудовой пенсии по старости и при индексации расчетного пенсионного капитала.
Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ,
где П — размер трудовой пенсии по старости;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
СЧ = ПК / (Т ¦ К), где СЧ — страховая часть трудовой пенсии;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на четыре месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
Размер накопительной части трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где НЧ — накопительная часть трудовой пенсии;
ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается накопительная часть трудовой пенсии;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ,
где П — размер трудовой пенсии по инвалидности;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по инвалидности;
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности.
Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:
СЧ = ПК/ (Т¦ К) /КН,
где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости;
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на четыре месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанных пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
Если трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в связи со смертью лица, которому на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости или страховая часть трудовой пенсии по инвалидности, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:
СЧ = СЧп / КН,
где СЧ — размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
СЧп — размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, установленный умершему кормильцу по состоянию на день его смерти.
Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая была первоначально назначена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смертью того же самого кормильца.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ,
где П — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее 660 руб. в месяц.
При установлении размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в состав которой входит размер страховой части указанной пенсии, средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете умершего кормильца, списываются с указанного счета, а счет закрывается.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле:
СЧ = СЧп + ПКп / (Т¦ К),
где СЧ — размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности;
СЧп — установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;
ПКп — сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;
К — коэффициент для исчисления размера трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления размера трудовой пенсии по инвалидности — с учетом соотношения фактической продолжительности стажа и нормативной. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет.
Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии производится по формуле:
НЧ = НЧп + ПНп / Т,
где НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии;
НЧп — установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;
ПНп — сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет.
Трудовые пенсии назначаются на следующие сроки:
•трудовая пенсия по старости — бессрочно;
•трудовая пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе и бессрочно;
•трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 № 122-ФЗ) назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
•пенсия за выслугу лет;
•пенсия по старости;
•пенсия по инвалидности;
•социальная пенсия.
Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с измен. от 26 июня 2005 г. № 3-ФЗ) и выплачивается одновременно с ней.
Совокупность различных методов финансирования пенсий, а также моделей, на основании которых определяется размер пенсионных выплат с их последующим перераспределением среди страхователей, представляет собой пенсионную систему. По условиям финансирования различают нефондируемые (распределительные) и фондируемые (накопительные) пенсионные системы.
Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих выплат пенсий. Они не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. В нефондируемых пенсионных системах налог на фонд зарплаты перечисляется в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику учитываются такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы.
Для фондируемых (накопительных) пенсионных систем характерно систематическое долгосрочное накопление средств с целью обеспечения выплат пенсий. В накопительных системах работающие граждане платят взносы, которые накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление. Накопительная пенсионная система позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику. Особенность фондируемых (накопительных) систем в том, что для обеспечения выплат пенсий создаются целевые фонды.