Объектом страхования гражданской ответственности авиаперевозчика являются не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам. Страхователями являются лица, эксплуатирующие воздушные суда на правах собственности, аренды или иных законных основаниях и заключившие договор страхования своей гражданской ответственности.
Ответственность в международных перевозках регулируется конвенциями и протоколами. Согласно Варшавской конвенции, принятой 12 октября 1929 г., участницей которой в настоящее время является Россия, авиаперевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью пассажиров, багажу или грузу, а также за опоздания в перевозке. В Варшавскую конвенцию были внесены поправки, связанные с изменениями пределов ответственности перевозчика по выплатам.
Пределы ответственности авиаперевозчика за повреждение багажа и груза определяются на основании договора перевозки либо законодательством страны, на территории которой осуществляется перевозка, при международных перевозках — соответствующими международными соглашениями (Варшавская конвенция 1929 г. и дополнительные протоколы к ней).
Перевозчик может заключить с грузоотправителем соглашение об установлении более высоких лимитов ответственности, однако они не могут быть ниже лимитов, установленных Варшавской конвенцией.
В большинстве стран, подписавших и ратифицировавших Римскую конвенцию о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.), эксплуатация воздушных судов без страхования гражданской ответственности авиаперевозчика за причинение вреда третьим лицам не допускается. Россия является участником Римской конвенции с 1989 г. В некоторых государствах нормы Конвенции введены в действие внутренними законодательными актами этих стран. Римская конвенция действует в 38 странах мира1. В соответствии с Римской конвенцией каждое государство, над территорией которого осуществляют полеты, имеет право требовать от эксплуатантов воздушных судов, а в некоторых случаях от Международной организации гражданской авиации (ИКАО) обеспечения возмещения возможного ущерба и представления документов, удостоверяющих платежеспособность страховщика.
Эксплуатанты должны иметь надлежащим образом оформленные страховые документы. Страховой полис должен находиться на борту воздушного судна или его копия должна быть представлена в государственные органы управления гражданской авиации страны, над территорией которой осуществляется полет.
В ряде стран мира страхование гражданской ответственности авиаперевозчика перед третьими лицами носит обязательный характер. Законодательством установлены обязательные виды страхования и лимиты ответственности по каждому виду. В Германии, например, обязательные виды страхования ответственности регулируются федеральным законом об авиаперевозках. Различаются следующие виды страхования ответственности1:
•страхование ответственности владельца или держателя воздушного транспортного средства;
•страхование ответственности авиаперевозчика (обязательное страхование пассажиров);
•обязательное страхование пассажиров от несчастного случая;
•страхование ответственности по военным рискам.
Держателем транспортного средства считается лицо, которое
владеет им за собственный счет и распоряжается по своему усмотрению. Держатель транспортного средства далеко не всегда сам выступает в роли перевозчика, предоставляя эту функцию по договору транспортным фирмам. Лимит ответственности держателя транспортного средства установлен законом.
Регулирование международных воздушных перевозок в России осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом РФ, который построен с учетом международной практики воздухоплавания и международных конвенций. В кодексе устанавливается ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза. При перевозках груза ответственность перевозчика ограничивается пределом, установленным международными договорами РФ об ответственности при воздушных перевозках.
Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем. На основании ст. 134 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение груза на страховую сумму, размер которой не должен быть менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент выдачи грузовой накладной, за каждый килограмм груза. Кроме того, Воздушным кодексом РФ предусмотрено обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью, либо имуществу при эксплуатации воздушного судна (ст. 131).
Авиакомпании предпочитают строить отношения с грузоотправителями через транспортно-экспедиторские фирмы. В этой связи накладная международного образца часто заполняется экспедитором. Экспедитор — юридическое лицо, занимающееся приемкой и отправкой грузов от имени и по поручению другого физического или юридического лица всеми видами транспорта по выбору клиента или по своему усмотрению в международной и внутренней торговле и обеспечивающее все операции, связанные с их осуществлением за соответствующее вознаграждение — комиссию. Экспедиторов, обеспечивающих авиаперевозки грузов в международном сообщении, называют грузовыми агентами.
Условия страхования гражданской ответственности авиаперевозчика базируются на стандартных условиях «полиса Ллойда», AVN 1, AVN 1А, полиса Цюрихского перестраховочного общества ЕЕ 1993 и стандартных оговорках Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда. Российские страховые компании, специализирующиеся на авиационном страховании, ориентируются на стандартные условия при разработке собственных правил страхования. В стандартных полисах предусматриваются следующие разделы: страхование ответственности перед третьими лицами; ответственности перед пассажирами; ответственности за сохранность груза.
Страхователь может застраховать ответственность за сохранность груза на сумму, указанную в договоре перевозки, включая стоимость погрузки или выгрузки. При международных воздушных перевозках грузов оформляется международная авианакладная. Этот документ подтверждает наличие договора перевозки.
Договор страхования может быть заключен на один перелет или на определенный срок менее года или на год и более. По договору страхования в соответствии с установленным лимитом ответственности и франшизой страховщики оплачивают суммы, которые страхователь по закону обязан выплатить за ущерб, нанесенный в результате повреждения имущества, за сохранность которого страхователь несет ответственность по договору перевозки.
Для получения страхового возмещения страхователь обязан представить все документы, касающиеся наступления страхового случая с указанием причин, размера убытка, а также сообщить о предъявленных к нему исках со стороны третьих лиц. При этом страховщики могут вступать от имени страхователя в переговоры, заключать соглашения по требованию третьих лиц о возмещении им вреда.
Страховое возмещение выплачивается непосредственно лицам, интересам которых был причинен ущерб. Порядок страховой выплаты устанавливается каждой страховой компанией на основании правил страхования. При возникновении споров между страховщиком и страхователем основанием выплаты служат решения судебных органов, обязывающие страхователя возместить причиненный ущерб.
Страховое возмещение не выплачивается:
•при использовании воздушного судна в незаконных целях или в целях, отличных от тех, которые предусмотрены в договоре страхования;
•при нахождении воздушного судна вне предусмотренных в договоре страхования географических районов (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
•при управлении воздушным судном лицом, не предусмотренным в договоре страхования, за исключением случаев, когда воздушное судно управляется на земле лицом, имеющим на это право;
•по претензиям, исключаемым оговоркой ЛУМ 38А «Об исключении радиоактивного заражения»;
•по претензиям, исключаемым оговоркой ЛУМ 48В «Об исключении военных рисков, рисков угона и других опасностей».
Риски гражданской ответственности авиаперевозчика являются одними из крупных по размеру лимита ответственности. Поэтому при данном страховании особую роль играет международная система перестрахования.