Железнодорожный транспорт является важным звеном производственной инфраструктуры. На долю железнодорожного транспорта приходится более 70 % общего объема грузоперевозок страны.
Отношения, возникающие между железными дорогами и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, регулируются «Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ. Данный документ определяет основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, отношения между железными дорогами и другими видами транспорта, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей. Согласно уставу железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.
В международном железнодорожном сообщении применяются нормы Соглашений2.
1.Соглашение, касающееся международного грузового сообщения по железным дорогам (СМГС, 1966 г.).
В отношении полной или частичной утраты груза устанавливается, что предел ответственности, установленный в ст. 24 СМГС, является ценой груза или его объявленной стоимостью. При повреждении всей партии предел ответственности составляет сумму, которая подлежит уплате в случае полной утраты. При повреждении какой-либо части партии предел составляет сумму, которая подлежит уплате в случае утраты поврежденного груза (ст. 25 СМГС).
В отношении задержки устанавливается (ст. 26 СМГС), что сумма компенсации в соответствии со шкалой долей в процентах от стоимости транспортировки в размере от 6 % за задержку до 1/10 необходимого для доставки времени до 30 % за задержку, превышающую 4/10 необходимого для доставки времени. Полная компенсация за утрату, повреждение и задержку не должна превышать суммы, выплачиваемой в случае полной утраты груза.
2.Добавление «В» к «Конвенции о международных железнодорожных перевозках» («КОТИФ») от 9 мая 1980 г.
В отношении полной или частичной утраты груза устанавливается, что в соответствии со ст. 40 предел ответственности составляет 17 расчетных единиц за один килограмм массы брутто. Кроме того, подлежат возмещению расходы на перевозку, таможенные пошлины и другие суммы, выплаченные в связи с данной перевозкой. В ст. 7 предусматривается, что расчетной единицей является СПЗ. Для государств, которые не являются членами МВФ и законодательство которых не позволяет использовать СПЗ, расчетная единица равна 3 франкам Пуанкаре.
В отношении повреждения груза в соответствии со ст. 42 Добавления устанавливается, что если вся партия имеет стоимость утраты, то компенсация не должна превышать сумму, которая подлежит уплате в случае полной утраты. Если стоимость утраты имеет только часть данной партии, то компенсация не должна превышать сумму, которая подлежит уплате в случае утраты этой части. Кроме того, подлежат пропорциональному возмещению расходы по перевозке, таможенные пошлины и другие суммы, уплаченные в связи с данной перевозкой.
Предел ответственности в отношении задержки доставки, установленный ст. 43, в три раза превышает расходы на перевозку. В случае полной утраты груза компенсация за задержку в дополнение к компенсации за полную утрату не выплачивается. В случае частичной утраты груза компенсация ограничивается трехкратным размером по отношению к расходам на перевозку в отношении этой части неутраченной партии. В случае повреждения груза, не связанного с задержкой, компенсация за задержку подлежит уплате в дополнение к компенсации за ущерб. Полная компенсация за утрату, повреждение и задержку не должна превышать сумму, подлежащую уплате за полную утрату. В международных тарифах или в специальных соглашениях могут устанавливаться другие формы компенсации за задержку, если период транзита был установлен на основе транспортных планов.
В соответствии со ст. 45 Добавления, если железная дорога соглашается с особыми условиями перевозки, предусматривающими сниженные расходы на перевозку, она может ограничить сумму компенсации за утрату, повреждение или задержку при том условии, что такой предел был указан в тарифе.