Денежная система, как отмечалось выше, представляет собой систему, в рам ках которой отдельные элементы находятся в определенном структуриро ванном единстве. Совокупность элементов денежной системы можно услов но разделить на следующие блоки: базовый (фундаментальный); управ ленческий (функциональный); 3) инфраструктурный.
Базовый (фундаментальный) блок включает такие элементы:
¦ сущность и функции денег;
¦ формы и виды денег;
¦ денежная единица;
¦ денежная масса и ее структура;
¦ денежный оборот, его организация и структура;
¦ принципы организации денежной системы.
Первые два элемента денежной системы: сущность, функции, формы и виды денег — формируются исторически и определяют тип денежной системы.
Что касается денежной единицы как элемента денежной системы, то она пред ставляет установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров, и, как правило, делится на мелкие кратные части. Денежная единица является законным платежным средством. Наиме нование денежной единицы складывается исторически, но в некоторых случаях (например, в период революций, политических переворотов, раздела страны па само стоятельные страны или, наоборот, объединение стран в экономический и политиче ский союз) государство может установить новое наименование денежной единицы.
Современная история знает и примеры появления совершенно новых наименований денежных единиц, например, в связи с распадом СССР появился рубль Российской Федерации, в связи с переходом Европейского Союза к еди ной валюте — евро.
Обтцая схема и принципы построения денежной массы и денежных агрегатов в каждой стране конкретизируется в зависимости от особенностей используемых инструментов денежного рынка, специфики денежного оборота.
Денежный оборот — это процесс движения (кругооборот) денег в налич ной и безналичной формах, в процессе которого деньги выполняют функции обращения и платежа. В основном деньги постоянно находятся не в статичном состоянии, а в движении. Таким образом, денежный оборот представляет собой форму существования денег и является элементом денежной системы.
Принципы организации денежной системы зависят от прочих элементов базового (фундаментального) блока денежной системы. К основным принципам организации денежной системы относятся следующие.
1. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота: денежная система должна удовлетворять потребности экономики в денежных средствах, но не допускать развитие инфляционных процессов. Центральный банк в конеч ном счете берет на себя обязательство регулировать безналичную эмиссию в соот ветствии с потребностями хозяйственного оборота, а также увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или обязательство не выпускать такого количества банкнот, на которое владельцы товаров, исполни тели работ и услуг не согласны обменивать свои собственные активы. Необхо димость обслуживания товарооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег могут осуществляться либо в целях замены физически износив шихся банкнот, либо под рост национального богатства.
2. Порядок и виды обеспечения денежных знаков, устанавливаемые законо дательством, на основании которого определяется, что может служить обеспе чением эмиссии денежных знаков. Это могут быть товарно-материальные цен ности, золото или другие драгоценные металлы, валютные ценности, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии правительства, банков и пр. Сегодня во всех странах эмиссия денежных знаков осуществляется под обеспечение активами цен трального банка.
Управленческий (функциональный) блок денежной системы включает такие элементы:
¦ принципы управления денежной системой;
¦ эмиссионный механизм;
¦ механизм (методы и инструменты) денежно-кредитного регулирования;
¦ порядок установления валютного курса;
¦ кассовая дисциплина;
¦ порядок проведения безналичных расчетов.
К принципам управления денежной системой можно отнести следующие.
1. Принцип централизованного управления денежной системой предполагает наличие единого государственного центра (в лице центрального банка, министер ства финансов или казначейства), определяющего основы организации денежного обращения и регулирующего его. В условиях рынка централизованное управление денежной системой базируется в основном на экономических методах, основан ных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, хотя большое значе ние имеют и административные методы, поскольку для устойчивого функциони рования денежной системы важна хорошо проработанная правовая база.
2. Принцип планирования денежного оборота непосредственно связан с таким принципом организации денежной системы, как устойчивость и эластичность денежного оборота. Обеспечение устойчивости и эластичности требует предвари тельного планирования объема и структуры денежной массы и денежного оборота. В условиях командно-административной экономики результатом процесса пла нирования являются жесткие централизованные планы, в условиях рынка этот процесс заключается в составлении соответствующих прогнозов. Исключением можно считать формирование такого финансового плаиа государства, как бюджет; он имеет форму закона, остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство.
3. Принцип обеспеченности эмитируемых денег и характера денежной эмиссии: понятно, что выпуск необеспеченных денег провоцирует инфляцию и расстройства денежной системы, но обеспечением денег могут быть золото, акти вы центрального банка, что приводит к различиям в формах и видах денег и соот ветственно денежных систем. Современный принцип кредитного характера денеж ной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (бюд жетная эмиссия) приводит к нарушению этого принципа и запрещено законом во всех странах.
4. Принцип зависимости или независимости центрального банка от государ ства в области проведения эмиссионных операций, решения задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования.
5. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом: государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.
Еще один элемент управленческого блока денежной системы — эмиссион ный механизм, который определяет порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия. Выпуск наличных денег в оборот и их изъятие из оборота осуществляются особыми подразделениями центрального банка (в Рос сийской Федерации, например, расчетно-кассовыми центрами Центрального банка Российской Федерации), в некоторых странах — министерством финансов (казначейством). Безналичные деньги выпускаются в хозяйственный оборот ком мерческими банками в процессе кредитования экономики.
Управление денежной системой предполагает наличие механизма (мето дов и инструментов) денежно-кредитного регулирования, который предста вляет собой совокупность методов (административных и рыночных, общих и селективных) и инструментов (прямых и косвенных) денежно-кредитного регулирования, прав и обязанностей органов денежно-кредитного регулирования.
В состав управленческого блока денежной системы входит также в каче стве элемента порядок установления валютного курса, который определяется на основе котировки. Котировка — определение и установление курса иностран ной вашоты по отношению к национальной валюте. Котировка валют позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, так как меняются спрос и предложение на валютном рынке. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки. Различают официальную и свободную (рыноч ную) котировки валют. В настоящее время чаще всего используется основанный на «корзине валют» способ котировки, при котором национальная валюта сопо ставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».
Кассовая дисциплина — это набор общих правил, форм первичных кас совых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота, про ходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возло жен на коммерческие банки.
Порядок проведения безналичных расчетов предполагает регулирование счетов, по которым осуществляются безналичные расчеты в экономике, форм рас четов, обязательств, которые возникают при безналичных платежах.
В инфрструктурный блок денежной системы включаются элементы, обслу живающие ее функционирование, а именно:
нормативно-правовая база (законы о денежной системе, о центральном банке, о банках и банковской деятельности, нормативные акты центрального банка, регулирующие порядок эмиссии, организацию денежного оборота и т.д.);
информационно-аналитический элемент (анализ состояния денежного рынка, объема и структуры денежной массы, денежной эмиссии, уровня монети зации экономики, скорости оборота денег, изменения покупательной способности денег согласно разработанной методологии анализа и т.д.);
технологический элемент (технология денежной эмиссии, способы защиты купюр от подделок, способы защиты от фальшивомонетничества, способы инкас сации наличных денег, их пересчета, технология безналичных расчетов и пр.);
институциональные элементы (законодательные органы и правительство, в задачу которых входит установление юридических норм и основных правил путем издания законов и нормативных актов в области денежных отношений, централь ный банк, казначейство, банки различных видов, кроме центрального).
Законодательные органы и правительство, создающие правовую и организа ционную инфраструктуру денежной системы, определяют законное платежное средство страны, издают закон о центральном банке, о банках и банковской дея тельности.
Иституциональным элементом денежной системы является и центральный банк, который эмитирует наличные деньги в оборот, осуществляет денежно-кре- дитное регулирование. Центральный банк, обладая определенными, законо дательно закрепленными за ним властными полномочиями, издает подзаконные акты в области денежного оборота и деятельности коммерческих банков.
Казначейство, выполняющее в отдельных странах эмиссионную функцию, выпускает в оборот бумажные деньги и разменную монету.
К институтам денежной системы следует отнести и банки различных видов, эмитирующие безналичные деньги и контролирующие денежный оборот.