В настоящее время деятельность центрального банка в России определяет ся специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». До этого действовал Закон РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 с рядом изменений, внесенных после его принятия.
Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода рефор мирования России. С тех пор накоплен определенный опыт функционирования Банка России (как позитивный, так и негативный). В намерения авторов нового
Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кре дитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.
В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой огромной стране, как Россия, длительная устойчи вость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.
В обязанности Банка России в законодательном порядке входит необходи мость обеспечения устойчивости рубля за счет:
¦ взаимодействия с Правительством РФ при разработке и проведении еди ной государственной денежно-кредитной политики;
¦ монополии па эмиссию наличных денег и организацию их обращения;
¦ выполнения роли кредитора последней инстанции для кредитных орга низаций, организует систему их рефинансирования;
¦ установления правил осуществления расчетов в стране;
¦ установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
¦ обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
¦ осуществления эффективного управления золотовалютными резервами;
¦ проведения государственной регистрации кредитных организаций, выда чи, приостановления и отзыва лицензии кредитных организаций;
¦ осуществления надзора над деятельностью кредитных организаций и бан ковских групп;
¦ регистрации эмиссии ценных бумаг креди тных организаций;
¦ осуществления самостоятельно или по поручению Правительства РФ всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
¦ организации и осуществления валютного регулирования и валютного контроля;
¦ определения порядка осуществления расчетов с международными орга низациями, иностранными государствами, а также юридическими и физически ми лицами;
¦ установления правил бухгалтерского учета и отче тности для банковской системы Российской Федерации;
¦ установления и публикации официальных курсов иностранных нал ют по отношению к рублю;
¦ участия в разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации;
¦ установления порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешения на организацию купли- продажи иностранной валюты;
¦ проведения анализа и прогнозирования состояния экономики Россий ской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валют но-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материа лов и статистических данных;
¦ осуществления иных функций в соответствии с федеральными законами.
Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование эконо мики.
Выполнение Банком России его основных функций предполагает необхо димость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций.
Передача надзорных функций от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития наших финансовых рын ков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.
Еще одной особенностью деятельности Байка России является превалиро вание в денежно-кредитном регулировании таких инструментов как агрегат денеж ной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использова нии процентной политики.
Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространена практика рефи нансирования в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Про цесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году. В тог период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выда вать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.
Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования выразился затем (с февраля 1994 г.) в организации кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установле ние процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996 году был введем еще один инструмент рефинансирования банков — ломбардное кредито вание.
Ставка рефинансирования — это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам.
Она является наиболее наглядным показателем процентной политики Банка России.
В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года усиливается роль и ответствен ность Банка России за проведение единой государственной денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическо му росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной полити ки (подробнее об этом см. в главе 24).
Этот документ состоит из двух разделов. В первом — рассматриваются ито ги развития экономики и проведения денежно-кредитной политики за предыду щий год. Во втором — цели денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Особое внимание уделяется здесь перспективам макроэкономического развития страны в целом, а также бюджетной и валютной политике, развитию системы финансовых рынков.
Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100 %-ной федеральной собственностью.