Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии ио вопросам значи мости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.
И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денеж ной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают но-разному и значе ние этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно- кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процент ной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос на деньги и их предложение.
Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представ ляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные, с целью достижения «эффективного совокупного спроса», высокого уровня занятости и максимально возможных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитного регу лирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процен тной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипли кативный эффект инвестиций — к изменению уровня нацио нал ьиого производства.
Одпако кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной с тавки и как при этом изменится величина валового национального продукта). Кроме того, между приро стом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.
В связи с изложенным кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, исполь зование инструментов фискальной или бюджетной политики.
Формирование теории монетаризма в 60—70-е годы XX века происходило в условиях возрождения традиций неоклассического направления в экономиче ской теории и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравне нию с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаристы особое значение придают денежно-кредитной сфере: «Деньги — главная движу щая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен .
Монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная эконо мика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, носят экзогенный характер и являются результатом неком петентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».
Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирова ние экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществ ляемым совместно с центральным банком, гак как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей» .
Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфля ционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с не- ожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безрабо тицей не существует»11. Таким образом, приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.
Монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объ емом национального производства более тесная, чем между инвестициями и вало вым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства, Однако при более значительной дефляции проявляются чистые убытки.
Таким образом, динамика валового национального продукта следует непо средственно за динамикой денег.
Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуще ствляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия посредством промежуточной категории — «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богат ством, для фирм деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотноше ние наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложе ния привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возра стает, и, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной поли тики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.
«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое уве личение денежной массы в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста валового национального продукта станет падать.