Современные коммерческие банки — это банки, обслуживающие органи зации, а также население — своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки представляют собой самостоятельные субъекты эко номики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Согласно банковскому законодательству банк — это кредитная организа ция, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юриди ческих лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (или должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредит ных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг’ финан совых операций и услуг.
В соответствии со своими функциями как банка коммерческий банк осу ществляет:
1) аккумуляцию (привлечение) временно свободных денежных средств в депозиты;
2) их размещение;
3) расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
Коммерческие банки выступают прежде всего как специфические кредит ные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные сред ства хозяйства, с другой стороны, удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности организаций и населения.
Экономическую основу деятельности по аккумуляции и размещению кредитных ресурсов составляет движение денежных средств — объективный про цесс, оказывающий влияние на формирование и использование ссужаемых стои мостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредит ных ресурсов.
В период перестройки в России считалось, что коммерческие банки — это банки, основной пелыо которых является получение максимальной прибыли. Данный тезис был продекларирован даже в Законе «О банках и банковской дея тельности». Однако дальнейшее развитие банковской системы показало, что в условиях рыночной экономики банки, как уже отмечалось, должны не только стремиться к получению максимально возможных доходов, но и минимизировать риски, обеспечить ликвидность, надежность и стабильность функционирования, планировать свою деятельность с учетом интересов всего общества, в том числе участвовать в реализации социально ориентированных проектов и программ, под держивать свой имидж, развивать филиальную сеть, предоставлять более широ кий спектр услуг большему числу клиентов.
Коммерческие банки играют важную роль в реализации политики централь ного банка, обеспечивающей соответствие количества денег в обращении задачам поддержания стабильности денежного обращения в стране, управления инфляци ей и курсом рубля, поддержания нормальных темпов экономического роста и высо кого уровня занятости населения.
Коммерческие банки, концентрируя на своих счетах временно свободные денежн ые средства клиентов, имеют возможность предоставлять их в ссуду субъек там экономики, испытывающим недостаток средств для осуществления платежей, инвестиций и т.д. Таким образом банки регулируют общую ликвидность эконо мики. Никакие другие институты финансового рынка, поскольку они не ведут расчетных и текущих счетов, не могут выполнять аналогичные функции.
Особое значение имеет деятельность банка в области окончательного урегу лирования расчетов между субъектами экономики. Действительно, одно из важ нейших направлений деятельности банка — осуществление платежей и расчетов. Другие финансово-кредитные институты (кроме банков) эту задачу фактически не выполняют. Исключением являются лишь клиринговые палаты и расчетно- кассовые центры. Но последние либо входят в состав банка (например, централь ного, как РКЦ Банка России), либо, являясь частными (акционерными) организациями, выполняют лишь операции но взаимозачету, предоставляя право окончательного урегулирования задолженности (выполнения платежных опера ций) банку.
Существуют и иные признаки, отличающие банки от небанковских финан- сово-кредитных институтов:
¦ для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые действуют на финан совом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств;
¦ банки принимают на себя безусловные обязател ьства кредитного характе ра (по активам и пассивам) перед юридическими и физическими лицами в основ ном с фиксированной суммой долга, например, при помещении средств клиентов на счета по вкладам, при выпуске финансовых векселей, депозитных и сберегатель ных сертификатов. Этим банки отличаются от инвестиционных фондов, которые мобилизуют ресурсы на основе выпуска собственных акций;
¦ банки — это кредитные институты универсального типа, выполняющие широкий спектр операций и услуг финансового характера.
В последние годы как в нашей стране, так и за рубежом эксперты отмечают наличие двух, на первый взгляд взаимоисключаемых тенденций: универсализации и специализации банковской деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции к универсализации. Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или иными операциями коммерческие банки вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого банка (универ сальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т.п.) определя ется наряду с содержанием его операций степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.
В настоящее время коммерческие банки большинства западных стран выполняют различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупной компании. Крупные бан ки осуществляют для своих клиентов сотпи видов операций и услуг, например, ведение депозитных счетов, безналичные переводы средств, прием сбережений, выдачу разнообразных кредитов, покупку-продажу цепных бумаг, операции по доверенности, хранению ценностей в сейфах. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспро изводственного процесса.
Особенности коммерческих банков проявляются в ходе выполнения при сущих им операций и услуг. Операции коммерческого байка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.
По российскому законодательству к числу основных видов банковских операций относят следующие:
1) привлечение денежных средств юридических и физических лип. во вкла ды до востребования и на определенный срок;
2) предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привле ченных средств;
3) открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-кор- рес пои дентов;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных докумен тов и кассовое обслуживание клиентов;
6) управление денежными средствами но договору с собственником или распорядителем средств;
7) покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах:
8) осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с дей ствующим законодательством;
9) выдача банковских гарантий.
В Законе о банках и банковской деятельности подчеркивается, что небан ковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 9 этого Закона. Допустимые сочетания иных банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Кроме того, в соответствии с российским банковским законодательством коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;
3) оказание консультационных и информационных услуг;
А) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
5) лизинговые операции.
Кредитная организация также вправе проводить иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Феде рации.
Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при нали чии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте (валют ные операции).
Кредитной организации, в том числе коммерческому банку, запрещается занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, т.е. эти опера ции следует отнести к числу небанковских.
Услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента в его пользу за определенную плату.
О банковских услугах речь может идти лишь в рамках взаимоотношений «клиент — банк». Именно наличие клиента и позволяет говорить об операции банка в качестве его услуги.
Важно отметить, что в соответствии с российским банковским законо дательством кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осу ществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка бан ковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Приобретение акций (долей) уставного капитала кредитных организаций, а так же заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций (их объединений), не должно противоре чить антимонопольным правилам.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БАНКА С КЛИЕНТОМ
Законодательство большинства стран относит к числу клиентов банка любых физических и юридических лиц, открывших счет в банке и заключивших юри дический договор с ним. Последнее обстоятельство существенно. Например, в Великобритании лицо, получающее в банке разовую услугу (обмен валюты или обмен монет на банкноты), его клиентом юридически не считается.
В нашей стране отношения между Банком России, коммерческими банка ми и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не преду смотрено федеральным законодательством. Договор определяет основные поло жения сотрудничества банка и клиента. Согласно договору деловые отношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк официально предоставляет услуги клиенту, берет обязательство выполнять указания последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работ ников и их высокий профессионализм.
В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения условий договора, включая ответственность за нарушение обяза тельств по срокам осуществления платежей, а также должен быть определен поря док расторжения и другие существенные условия договора.
Все права представительства или распоряжения денежными средствами, ценными бумагами и другими ценностями имеют силу до тех пор, пока от клиента не поступает специальное письменное указание об их отмене или приостановле нии. Изменения в правах представительства или распоряжения средствами всту пают в силу только после того, как банк получает о них уведомление в письменном виде. При этом клиент обязуется уведомлять банк немедленно о всех событиях, имеющих важное значение с точки зрения их деловых взаимоотношений, особенно об изменениях в наименовании клиента (названии компании) и его правоспособ ности (например, о достижении клиентом совершеннолетия).
Процентные ставки но кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное воз награждение по операциям устанавливаются банком по соглашению с клиента ми, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки но кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки дейст вия договоров с клиентами, за исключением тех случаев, когда это предусмотре но в договоре с клиентом. Клиент вправе предъявлять претензии банку исключи тельно в пределах суммы средств на своем счете (счетах), в той же валюте и только в строго оговоренных случаях, когда эти претензии не вызывают дискуссий или подтверждены выпиской из решения суда.
Правовые взаимоотношения банка и клиента начинаются с открытия сче та. В нашей стране клиенты банка вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в коммерческих банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законодательством. Напри мер, клиент — юридическое лицо может иметь несколько счетов по основной дея тельности. Одним из таких счетов является расчетный (текущий) счет, который используется для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета доходов от внереализационных операций и иных поступлений, а также для расчетов с поставщиками, бюджетом, персоналом и других платежей. Кроме рас четного счета клиент банка может иметь депозитные, ссудные и другие счета в рублях и иностранной валюте.
В процессе проведения межбанковских операций в соответствии с действу ющим законодательством российские коммерческие банки на договорных нача лах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депо зитов), кредитов, проводить расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совер шать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Бан ком России.
Коммерческий банк ежемесячно сообщает в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах на территории Российской Федерации и за рубежом.
Корреспондентские отношения между коммерческим банком и Банком России осуществляются также на договорных началах. Списание средств со счетов кредитной организации производится по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. При не достатке средств для кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств коммерческий банк может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.
Итак, многие коммерческие банки в современных условиях предлагают своим клиентам (как физическим, так и юридическим лицам) широкий круг опера ций и услуг. Коммерческие банки универсального типа выполняют функции по аккумуляции денежных средств населения и организаций; размещению кре дитных ресурсов, организации и осуществлению денежных расчетов, а также пред лагают клиентам различные банковские операции и услуги.