Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.
В общем виде цель государственного регулирования экономики — дости жение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страпы темпах экономического роста.
Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно- кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной полити ки государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной заня тости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной поли тики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной ноли гики. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фик сацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обяза тельных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.
Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации эко номики и независимости центральною банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валю ты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями но валютному курсу, центральному банку необходимо учитывать складывающий ся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержа ния реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повли ять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.
Следует заметить, что в зависимости от причин, вызвавших изменение спро са на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая денежно-кредитная политика, т.е. выбор такого варианта моне тарной поли тики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).
1. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повыше ние процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение дело вой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиваться сни жения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет уве личения инвестиционного спроса.
2. Если сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спираль. Цель денежно-кредитной политики в этом случае — поддержание объема денеж ной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графиком денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая.
3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но ома может меняться под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на нор ме процента, и иа объеме производства, и на ценах (вспомним уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придер живается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графиком денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.
Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают, как отмечалось, банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агре гаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется цен тральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.
Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммер ческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.
Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммер ческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денеж ными ресурсами.
Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функциониро вания сфер производства и потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регу лирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности ком мерческих банков можно рассматривать и как одно из направлений денежно-кредит ного регулирования экономики со стороны центрального банка.