В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную
с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.
Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфи ки планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы.
Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово распределительная система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономи ки, прежде всего:
¦ в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
¦ в производстве средств производства и товаров народного потребления;
¦ в системе государственного ценообразования;
¦ в доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
¦ в кредитных и финансовых ресурсах.
Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловле ны диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.
С конца 1991 года страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики — перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения при разгосударствлении в максимально короткие сроки по упрощен ной схеме собственности, приватизации предприятий, финансовой и банковской систем и либерализации всех сфер хозяйствования. Эти отношения устанавлива лись при неразработанности правовой базы и невозможности установить право вую ответственность всех субъектов товарного, финансового, валютного и кре дитного рынков.
В рамках рыночных преобразований с начала 1992 года должна была осуще ствляться либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массой, накопившейся к этому времени.
В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению в конкурентоспособных собственников. Схемы демо нополизации и разгосударствления собственности еще не были до конца прора ботаны, их применение начиналось без надежной правовой базы при деформи рованной структуре производства и крайне низкой его эффективности.
Нарастанию хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших инфля цию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.
Либерализация цен в нашей стране совпала с дезинтеграцией хозяйствен ных связей со странами социалистического содружества и бывшими союзными республиками. Разрушались единый народнохозяйственный комплекс, единая банковская и бюджетная система страны, единое рублевое пространство.
Либерализация цен ликвидировала избыток денежной массы в обращении, но создала огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансо вые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотный капитал в про мышленности, что привело к депрессии в ведущих отраслях производства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджет России. Финансовые проблемы возникли во всех секторах экономики.
Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством финан совой системы, «войной бюджетов» между центром и другими регионами, огром ными потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с кон версией военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран дальнего и ближнего зарубежья, военных действий на окраинах бывшего СССР.
Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен в отсутствие конкуренции и государственного регулирования повышал затраты государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования. Увели чивался дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка России, создавая в денежном обороте ничем не обеспеченную массу платежных средств.
Огромной проблемой для России стали внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, кото рый из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внеш него долга.
Таким образом спровоцированная «отпуском» цен инфляция издержек до полнялась инфляцией спроса.
Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период яви лись дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.
Отказ от торговых и валютных барьеров привел к огромным потокам деше вых импортных товаров, которые вытеснили с внутреннего рынка аналогичную отечественную продукцию и привели к сокращению ее производства.
Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и удорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции.
Особенностью российской инфляции являлось то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляется на межбанковском рынке.
Разрешение использовать на территории России в качестве платежного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизации эконо мики и дополнительному росту денежной массы в обращении в объеме обраща ющейся иностранной валюты. Около 15% денежных доходов населения России вложено в наличную валюту, а повышенный спрос на нее стимулировал спекуля тивные сделки с валютой на рынке.
Особенно активно пользовались этим банки, играя на повышении и пони жении курса валют, получая значительный доход от обмена наличной и без наличной валюты, реэкспортируя наличную валюту в другие страны. Все это уси ливало инфляционные тенденции в России.
Наиболее сильно после либерализации цен финансовый кризис поразил промышленные предприятия: хронические неплатежи, спад производства, сниже ние налогооблагаемой базы, нарастание бюджетного дефицита.
Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила государственные предприятия возможности нормально работать, обесценив их оборотные средства.
Потери оборотных средств государство предприятиям не компенсировало, оптовые цены возрастали значительно быстрее возможности увеличения оборот ных средств. Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной на снижение темпов инфляции.
Либерализация хозяйственных связей создавала огромные возможности для вывоза материальных и валютных ресурсов в ближнее и дальнее зарубежье, созда вая дефицит на товарных и финансовых рынках России.
В то же время нарастала задолженность бывших союзных республик Цент ральному банку Российской Федерации по «техническим» кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции.
Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный платежный кризис.
Реакцией на жесткую денежно-кредитную политику явился новый виток иарастания взаимных неплатежей. Темпы роста неплатежей коррелируют с дина микой инфляции и денежной массы. Чем ниже темпы роста инфляции и денеж ной массы, тем выше темпы роста неплатежей. В 1993 году увеличение взаимных неплатежей происходило уже на фоне активного сокращения объемов производ ства, натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежных суррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения.
Стремление проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы на чинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредите для его финансирования.
Сокращая дефицит бюджета, государство увеличивало свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепоч кам и общим платежным кризисом к концу года. Искусственное сжатие денеж ной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.
С 1995 года существенным моментом денежно-кредитной политики Цент рального банка Российской Федерации является требование жесткой централи зации контроля за предложением денег экономике.
Вместе с тем используемые государством формы «иеэмиссионного» меха низма финансирования нараставшего дефицита государственного бюджета соз дали огромные проблемы для бюджета, поскольку стали крупнейшей расходной статьей бюджета по обслуживанию и погашению государственного долга и про должали разрушать отечественное производство, лишая его финансовой базы развития.
Общим итогом проводимых правительством жестких мероприятий в обла сти регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис в августе 1998 года.
Либерализация цен и политика денежных ограничений привели к обваль ному промышленному спаду.
Россия к началу 1999 года потеряла больше половины своего валового национального продукта и более чем вдвое снизила промышленное производство. При этом спад иосил не структурный, а всеобщий характер и поразил наиболее прогрессивные и высокотехнологичные отрасли и виды производства, что озна чает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков.
Наиболее глубоким и опасным по своим социально-экономическим послед ствиям стал спад инвестиционной активности. При сокращении объема инвести ций на 2/-л невозможна не только структурная перестройка, но и воспроизводствен ный процесс, поскольку происходит невозобновляемое выбытие основных фондов.
В этой сфере наблюдались самые высокие темпы спада. Средства, предназ наченные для инвестиций в народное хозяйство, шли на более привлекательные рынки государственных ценных бумаг и валюты. Последнее означало инвестиро вание западной экономики.
Немало негативных последствий имела и приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не способствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и не принесла реальной пользы для повышения эффективности хозяйствования. В ряде случаев из-за приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи.
Практика показала, что инфляция в России — не столько денежный фено мен, сколько обусловлена особенностью российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структу рами, спекулятивной игры на понижение курса рубля.
Отказ государства от регулирования экономических и социальных процес сов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перерас пределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторва лись» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делало невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере.
Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономи ка, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цеп, которое наблюдалось в 1997 году, начале 1998 года и не было поддержано инвестицион ной государственной политикой.
В рассматриваемый период действовали и другие факторы инфляции: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга, слабая собираемость налогов, рост неплатежей и задолженности по заработной плате, расширение сфе ры применения денежных суррогатов, увеличение безработицы.
После августовского кризиса 1998 года Центральный банк Российской Федерации стал проводить денежно-кредитную политику, направленную па сни жение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.
Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, повышая уровень монетизации народного хозяйства, снижая процентные ставки и укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктури зация банковской системы, и банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.
Успешное проведение этой работы, а также девальвация рубля и повышение цен на сырье дали импульс для роста ВВП. Сохранение в течение 2000—2008 годов большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалют ных резервов, создание стабилизационного фонда, профицит бюджета свидетель ствую!’ о том, что страна вышла из периода стагфляции и активно проводит эф фективную макроэкономическую политику.
Последовательное снижение инфляции к 2010 году и в последующие годы является главной целыо денежно-кредитной политики Банка России. На базе этих положительных тенденций постепенно инфляция будет снижаться до 5—6%.
В современных условиях основным фактором инфляции является слабый контроль государства за ценами естественных монополий, монополизацией ло кальных рынков, их криминализацией. В меньшей мене на инфляцию оказывают давление монетарные факторы, в частности увеличение доходов населения.