21.3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Центральный банк регулируе т деятельность экономических субъектов через денежно-кредитную систему. Воздействуя на денежно-кредитные институ ты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление дея тельности коммерческих банков и других финансовых институтов, а также ход экономического раз вития страны. Степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику во многом определяется особенностями его работы н отдель но взятой стране. Специфика национальной банковской системы в зна чительной степени влияет на выбор центральным банком методов и инст рументов денежно-кредитного регулирования.
Центральные банки экономически развитых стран располагают определен ными методами воздействия на экономику. Традиционно к таким методам отно сятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минимальных резер вов, операции на открытом рынке, депозитная политика, валютная политика.
Содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банка ми разных оран зависят от ряда предпосылок. Попытки подвести современные стра тегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего применения на практике. В перспективе можно рас считывать ка компромиссный вариант стратегии центрального банка.
Основной принцип определения стратегии центральных банков — ориен тация на внутренние или внешние показатели.
В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика) ее роста. В условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как ото происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.
К инструментарию центрального банка любой экономически развитой стра ны обычно предъявляют два основных требования: максимальная действенность и равномерность.
Максимальная действенность — это способность центрального банка как можно более точно реализовать цели экономического регулирования с его сторо ны. Например, максимальная действенность политики рефинансирования дости гается лишь при соответствующей ситуации на денежном рынке.
Не менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институ тов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы.
К первой группе относятся меры воздействия на часть коммерческих бан ков. Например, установление разных ставок необязательным резервам для отдель ных групп кредитных институтов (в ФРГ и России) или практика выдачи валют ных лицензий (в пашей стране — Банком России).
Вторая группа включает мероприятия, касающиеся нсех кредитных инсти тутов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рес трикционной учетной политики.
Инструменты обеих групп соответствуют требованию нейтральности цен трального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или по отношению ко всем банкам. Это не исключает различных последствий таких мер для разных банков (например, крупных и мелких).
Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующей класси фикации: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего действия или селективной направленности; прямого или косвенного воз действия; краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.
Поскольку организация денежно-кредитного регулирования подробно рас сматривается в главе 23, ограничимся здесь лишь некоторыми общими характе ристиками его инструментов.
Кредитные институты при необходимости имеют возможность получать кредиты центрального банка путем переучета векселей (переучета потому, что векселя были однажды учтены, или куплены, ранее коммерческим банком) или под залог ценных бумаг. Дисконтная и залоговая политика проводится в целях воздействия на ситуацию на рынке ссудных капиталов путем изменения условий рефинансирования коммерческих банков. Практически во всех странах Европей ского Союза принятие решения о кредитах рефинансирования возложено на Евро пейский центральный банк.
Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следу ющими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету вексе лей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к каче ству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необ ходимости — количественное ограничение или временное приостановление выда чи залоговых кредитов.
При осуществлении дисконтной и залоговой политики центральный банк может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей опре деленного рода путем модификации требований к их качеству. Изменение кон тингента рефинансирования позволяет центральному банку достигать следующего эффекта. При ограничении контингента коммерческие банки вынуждены обра щаться к более дорогим источникам кредитования, например, к залоговым кре дитам, что означает снижение объема кредитного потенциала этих банков и удо рожание кредитов, поскольку ставка по залоговым кредитам центрального банка обычно выше ставки переучета.
Если цель центрального банка — удорожание рефинансирования кредит ных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он увеличивает учет ную ставку. При прочих равных условиях в случае действенного повышения учет ной ставки рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее крупные банки зачас тую позволяют себе снижать маржу и не менять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.
Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерче ских банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.
Осуществляя дисконтную и ломбардную политику, центральный банк выпол няет «сигнальную миссию». Снижение учетной станки центрального банка кредит ные организации и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок служит сигналом к проведению рестриктивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам подготовиться к новым мерам централь ного банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его «сигнальной миссии» при проведении дисконтной и залоговой политики.
В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных инсти тутов (путем изменения условий переучета и залога цепных бумаг), что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.
В большинстве развитых стран к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблю даются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральные банки используют различную струк туру минимальных резервов при неодинаковой амплитуде и частоте изменений их величины, специфике начисления процентов и т.п.
Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия центрального банка по вкладам клиентов.
Эта цель использования минимальных резервов существует и сегодня, хотя уже не является приоритетной, поскольку в большинстве стран созданы иные систе мы гарантирования вкладов.
Как правило, счета, па которых размещены резервы, беспроцентные. В каче стве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцент ные резервы коммерческим банкам предоставляется ряд льгот. Размеры ставок но минимальным резервам существенно колеблются по странам. В странах, где установлена высокая резервная норма, обязательства по минимальным резервам обычно пе являются беспроцентными.
При установлении норм по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими бан ками. Механизмы расчета норм, а также в критерии, по которым дифференциру ются эти нормы, в разных странах существенно различаются.
Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств (подробнее об этом см. главе 23). Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возмож ность несоблюдения установленных им требований со стороны кредитных инсти тутов. Например, в обязательства по минимальным резервам в ряде стран вклю чаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также средства, привлеченные на межбанковском денежном рын ке, и долговые обязательства (именные и на предьявителя) сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности, ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, причем для разных видов вкладов границы неодинаковы. Став ки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерези дентов).
В большинстве развитых стран в последние годы снизилась активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регули рования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских опе раций.
С тремление центральных банков добиться четкого выполнения требований по отчислению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов. Так, в США в конце 70-х годов многие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только бан- ков-членов.
Разви тие новых финансовых операций и свободных от резервного бремени еврорынков предоставило всем коммерческим банкам США возможность умень шать о тчисления в фонд обязательных резервов. Депозиты, размещенные на евро рынке, остаются неохваченными национальными минимальными резервными требованиями по следующим причинам.
Центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов, либо от обязательств по минимальным резервам освобож даются депозиты нерезидентов, либо в базу минимальных резервов не включают ся те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам.
С появлением новых путей обхода предписаний по минимальным резерв ным требованиям центральные банки вынуждены все чаще изменять порядок их выполнения. В начале 80-х годов США выступили с инициативой введения единой системы минимальных резервных требований на еврорынке, однако она не нашла достаточной поддержки.
Механизм обязательных резервных требований используется как инст румент денежно-кредитной политики практически во всех экономически разви тых странах.
На открытом рынке центральный банк осуществляет покупку и продажу ценных бумаг. Как правило, такими ценными бумагами являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги.
Традиционные средства проведения операций па открытом рынке — опера ции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для стран Европейского экономического и валютного Союза и США.
Для большинства лромышленноразвитых сгран операции на открытом рын ке представляют собой главный инструмент денежно-кредитного регулирования; прочие инструменты используются нерегулярно. Отдельные страны концентри руется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики — на опера циях с облигациями государственного займа, при краткосрочной политике — на операциях с казначейскими векселями. По таким операциям устанавливаются твердые ставки по купле-продаже.
Механизм проведения операций на открытом рынке в большинстве стран сводится к следующему. Для оживления экономики центральный банк проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупае т любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество цепных бумаг данного типа незави симо от курса предложения. У коммерческих банков и других собственников появ ляется возможность получить дополнительные денежные средства, относитель но выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своею портфеля.
Если центральный банк проводит рестриктивную (контрактивную) поли тику, то он выступает на открытом рынке па стороне предложения. У него есть, по менылей мере, две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерче ские банки и их клиенты, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть исполь зованы для развития реального сектора экономики.
Рестриктивная политика открытого рынка приводит к возрастанию дохо дов от государственных ценных бумаг и к использованию кредитными институ тами части своих резервов.
При всех существующих различиях в проведении политики в отношении операций па открытом рынке можно определить общую тенденцию, которая выра жается в том, что центральные банки стран, стремящихся к регулированию эко номики рыночными, а не административными методами, все чаще прибегают к использованию именно этого инструмента.
Направление и формы валютной политики, проводимой центральным бан ком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в ми ровом хозяйстве. Цели валютной политики меняются от одною исторического периода к другому. Одним из важнейших средств реализации валютной полити ки является валютное регулирование.
Наиболее часто центральные банки прибегают к регулированию валютно го курса и управлению официальными валютными резервами. При этом большое внимание уделяется как внутреннему валютному контролю, гак и сотрудниче ству в рамках международных валютно-финансовых организаций.
Для воздействия в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не тольйр с целью измене ния условий рефинансирования отечественных коммерческих банкон, но и для регулирования валютного курса и платежного баланса (назовем их внешними целями, или интересами). Довольно часто внутренние и внешние цели не совпада ют, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице министерства финансов и т.п.
В современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы.
Девизная политика проводится центральным банком в форме покупки или продажи иностранных валют (девизов). Подобные операции получили название валютных интервенций. Приобретая за счет официальных золотовалютных резер вов (или путем соглашений своп) национальную валюту, центральный банк уве личивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается пред ложение.
Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.