Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долго срочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государ ства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздейству ющих па динамику денежного оборота.
Па макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:
1) поддержание стабильности цен;
2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);
3) обеспечение экономического роста;
4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;
5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финан сового рынка;
6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.
Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабиль ности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.
Уменьшение негативного влияния инфляционных процессов способству ет улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долго срочного экономического роста.
Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:
¦ уменьшение макроэкономических рисков;
¦ расширение внутреннего кредита;
¦ концентрация капиталов, необходимых для модернизации основ ных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономическо го роста.
Б силу отсутствия у современных центральных банков законодательно уста новленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей
задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три пели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегмен тах финансового рынка.
Реализуя государственные и общественные интересы в области управле ния денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.
Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет се орга низационный блок и призвана обеспечивать:
¦ удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельно сти участников денежного оборота;
¦ защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
¦ уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение каче ства оказываемых услуг;
¦ создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проин- фляционных) процессов в денежном обороте;
¦ формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;
¦ развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конку рентных отношений;
¦ расширение рынка банковских уел у с и улучшение их качества;
¦ совершенствование системы безналичных расчетов.
Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования
являются объекты регулирования.
В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:
¦ спрос на деньги и предложение денег;
¦ объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
я скорость оборота денег;
¦ объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;
¦ коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;
¦ объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;
¦ курс национальной денежной единицы.
Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показате лей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регули рования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.
Основываясь на показателях, определяемых па макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составля ют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и дол госрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со сторо ны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.
Механизм реализации денежной программы как элемент денежной систе мы включает следующие элементы:
¦ стратегическое планирование и прогнозирование (определение направ лений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);
¦ экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.
Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.
Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным факто ром денежно-кредитного регулирования.
Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложе ния денег и общих ценовых условий предоставления кредита.
Спрос иа деньги и их предложение являются наиболее трудпопредсказу- емыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсо лютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.
Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:
¦ дальнейшим ростом экономики;
¦ снижением инфляции и инфляционных ожиданий;
¦ ростом доверия к банковской системе.
Со стороны агентов экономической деятельности спрос па деньги представ лен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов явля ются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собствен нику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на день ги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.
В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денеж ного оборота, формируется спрос на деньги.
Первый вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок доследующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег пред назначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осу ществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валют ные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на рас четы по внешнеэкономической деятельности.
Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволя ет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для сниже ния рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.
Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериаль ных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.
Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скоро сти обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.
Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов.
Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:
1) денежной базой центрального банка;
2) ставкой процента на внутреннем денежном рынке;
3) нормой обязательного резервирования.
Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффек тивности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечи вается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящими ся в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.
Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значитель ной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соот ношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.
На предложение денег также оказывают влияние:
¦ розничный товарооборот;
в поступления налогов и сборов от населения;
¦ поступления по банковским вкладам;
¦ поступления от реализации ценных бумаг;
¦ золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государствен ного бюджета);
¦ состояние сальдо платежного баланса страны;
¦ состояние баланса центрального банка.
Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но бан ковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:
¦ организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;
¦ проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;
¦ сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.
В экономически развитых странах значительное место в организации денеж ного оборота занимает формирование национального финансового рынка с раз витой инфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования.
В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого дей ствия.
Центральные банки влияют на предложение денег посредством:
¦ эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;
¦ рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем н [э! дач и кредита поддерживает в определенных рамках деятельность ком мерческих банков в целом и их ликвидность;
¦ операций на открытом рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.
Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.