Безналичный платежный оборот в стране организуется согласно опреде ленным принципам.
Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расче тов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое и докумен тальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация опера тивно-бухгалтерской работы участников расчетов. В частности, такими принци пами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие.
Первый принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия — обусловлена ролью этих расчетов. Рыночный оборот, по существу, представляет собой сово купность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением оп ределенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Вы полнение обязательств организациями, частными лицами, государством обеспечивается во многом благодаря безналичным расчетам.
К главным законодательным источникам регулирования расчетов отно сятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Главный регулирующий орган расчетов — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. На Банк России возложены следующие функции:
¦ установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расче тов и применяемых при этом документов;
¦ координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.
Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Поло жении о безналичных расчетах в Российской Федерации.
Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена сло жившимися традициями и обычаями делового оборота, а также банковской практикой в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их примеиения. Так, в США, Канаде, Великобри тании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидер ландах, Швеции, Бельгии, Японии — кредитовым переводам. В России до револю ции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчет ных операций условия многих из них унифицируются. В настоящее время Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.
Второй принцип: осуществление расчетов преимущественно по банков ским счетам. Наличие этих счетов как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридически ми лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как нра ва, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов организаций в банке предопределяются действующим порядком создания организаций, их правовым статусом, а также нормативными документами Банка России.
Согласно Закону РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятель ности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны:
¦ процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);
¦ стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов;
¦ имущественная ответственность сторон за нарушение договора, вклю чая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления пла тежей;
¦ порядок расторжения договора;
¦ другие существенные условия договора.
Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законода тельством. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов меж ду собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России.
Третий принцип: поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все платель щики (банки и др.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи акти вов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип: наличие акцепта (согласия) плательщика на пла теж. Данный принцип реализуется путем применения:
¦ либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списа ние средств;
¦ либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).
Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обя- нательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др.
Пятый принцип: срочность платежа — вытекает из самой сути рыноч ной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заклю чается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, пре дусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете — к платежному кри зису. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты сче тов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполне ния банками услуг по проведению расчетных операций.
Шестой принцип: контроль всех участников за правильностью соверше ния расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Этот контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внут ренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. ЛЬ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны организаций и банков. В частности, банки, выступая посредниками между про давцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, вне бюджетными фондами и др., контролируют соблюдение ими установленных пра вил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности организаций, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за прове дением расчетов. Так, они осуществляют комплекс услуг по управлению денеж ной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебито ров, тщательный контроль за движением средств и размещением на рынке сво бодных ресурсов.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седь мой принцип организации безналичных расчетов во внутреннем обороте России.
Седьмой принцип: имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заклю чается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут за собой применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также принятие иных мер ответ ственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последни ми, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым осла бить негативные последствия. Возможности для этого существенно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего пре жние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обя зательств.
В связи с формированием основ современного рынка в России было при нято большое число законов и подзаконных актов в области расчетных взаимо отношений. Основное место среди них занимают акты, касающиеся усиления имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. Значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обяза тельства, что закреплено ст. 395 ГК РФ.
Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассмат риваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные во просы решаются в суде, третейском и арбитражном судах. Претензии к банку, свя занные с неисполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами, в письменной форме в обслуживающий их банк, который ведет переписку по этим претензиям с другими банками (при необходимости с участием РКЦ).
Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых.