Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учиты вать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы уста — новить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денеж ной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые послед ствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, ре шения социальных задач.
Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только фор мируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежне- му будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей эко номической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, форми рование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяй ства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекци онистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать по вышению конкурентоспособности отечественных товаров.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная пере стройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демо нополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стиму лированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государствен ного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монополь ными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ а также в процессе ликви дации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватиза ция с учетом реальных экономических, технологических и экологических потреб ностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспе чивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение меж ду всеми формами собственности.
В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссий ского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.
Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:
¦ сокращению количества взимаемых налогов;
¦ пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производ ства, которые стимулируют рост пен — отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
¦ изменению методики налогообложения;
¦ ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сфера ми народного хозяйства;
¦ регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.
Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальней шее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться раз витие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экс портного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.
Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использова ния налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Кроме это го, России предстоит преодолеть зависимость экономики бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.
Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экс порта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на тех нологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализу ется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.
Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществлял денеж но-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонен тов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокраще ние же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучше ние структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3— 5 лет с учетом мирового опыта.
Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на вос становление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7—8% в год. Для сдерживания инфляции нужна поддержка ин вестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по со зданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой прак тике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.
Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.
¦ Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.
В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как пра вило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «эко номики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономи ческого регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.