Методы денежно-кредитной политики — это совокупность способов, инст рументов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты
денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Мето ды проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осу ществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструмен том денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ екты денежно-кредитной политики.
В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различ ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объ емом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Одна ко со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздейству ют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механиз мов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особен но на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осу ществления денежно-кредитной политики центральных банков.
Обпще методы являются преимущественно косвенными и оказывают влия ние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основ ном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выда чи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию па финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типич но для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
В мировой экономической практике центральные банки используют следу ющие основные инструменты денежно-кредитной политики:
¦ изменение норматива обязательных резервов или так называемых резерв ных требований;
¦ процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования сре/1ств коммерческими банками у центрального банка или депо нирования средств коммерческих банков в центральном банке;
¦ операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке. Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обяза тельств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить
в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались цент ральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерче ским банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сфе ры. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
¦ если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызы вает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;
¦ при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипли кационное расширение объема предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалис тов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резер вов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.
Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное пред ложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно- кредитной политики непосредственно воздействуют иа размер денежной базы.
Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расшире ние объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.
Процентная политика центрального банка проводится но двум направле ниям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа поли тикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования — это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк у читы- вает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитова ния под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При полу чении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая муль типликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличе ние учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются воз вратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банков
ских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного пред ложения.
Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показате лем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказыва ет на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необяза тельны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с други ми банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммер ческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, сни жение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к рас ширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увели чивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находит ся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается — мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следуе т различать кратко срочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном — сдер живающей.
Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и средствам банков, привлеченным в депозиты в Банк России.
Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а цен тральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.
Банк России с помощью указанных операций регулирует не только кратко срочную ликвидность банков, но и ликвидность в среднесрочном периоде. Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы для повыше ния сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансо вого рынка.
Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время явля ются в мировой экономической практике основным инструментом денежно- кредитной политики. Центральный банк продает ил и покупает по заранее установ ленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инс трумент считается наиболее гибким инструмен том регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на откры том рынке оказываю !’ прямое влия ние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что сги-
10-28826
мулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в эко номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им цен ных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или умень шая ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необхо димости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачи вают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связан ные с эмиссией денег.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно сов местно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Схема осуществления этих операций следующая.
1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвиди ровать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно пред лагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населе нию, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно воз растает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конеч ном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропор ции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит поли тику, направленную на расширение денежного предложения, а именно централь ный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населе ния по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непри влекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно прода вать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного пред ложения. При этом процентная ставка падает.
И снова можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредит ной политики в связи с тем, что открытый рынок — это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процент ных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке мо гут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процент ных ставок и мультипликатора.
Несмотря на временное прекращение функционирования рынка госу дарственных ценных бумаг (ГКО — ОФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рын ке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков Банк России в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обра щение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты оуегт^Ьг, а также проведения с ними сделок РЕПО. В настоящее время опыт эмиссии ОБР продемонстрировал пока еще слабое влияние этого инструмента на банковскую ликвидность.
Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кре дитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли цен трального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе но значению место после политики централь ного банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями цен трального банка иа открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения централь ный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у цен трального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструмен тов, в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.
Управление наличной денежной массой (агрегатом МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обра щения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.
Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной поли тики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX века как реак ция на «бегство капиталов» в условиях экономического кризиса и Великой депрес сии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потока ми и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денеж ной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в вало вом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, эконо мическая и политическая ситуации и др. Реальный в конкретных условиях валют ный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регу лирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что централь ный банк вмешивается в операции иа валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повы шения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валю ту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на националь ную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы макси мально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экс- портеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприя тия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а так же отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкуренто способна по сравнению с иностранной продукцией.