Основные понятия
В последние годы в практике материально-технического обеспечения проектов стали использоваться новые методы и технологии, базирующиеся на концепции логистики [5—8].
Понятие логистики многогранно; в самом общем виде логистика определяется как наука управления (планирования, организации, контроля) движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков от первичного источника до конечного потребителя.
Логистика в сфере материально-технического обеспечения понимается как наука:
о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства;
о совокупности различных видов деятельности в целях получения необходимого количества продукции в установленное время и заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции;
о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем — от производства до потребления;
об управлении процессом физического распределения продукции в пространстве и времени;
о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом;
об интеграции производственного и перевозочного процессов, включая все транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие операции, затребованные клиентурой, и их необходимое информационное обеспечение;
о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального и соответствующего ему информационного потока;
о планировании, управлении и контроле материальных, информационных, людских и энергетических потоков;
о физическом распределении материальных ресурсов, техническом, технологическом, организационном и информационном обеспечении данного процесса.
Цель логистики — удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными потоками, для чего организуются информационные потоки.
Наиболее часто встречающиеся логистические операции — складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных средств и т.д. К логистическим операциям с информационными потоками, соответствующими материальным потокам, могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных.
Пример схемы материального потока на торговой оптовой базе приведен на рис. 18.7.
Основная цель логистической системы — доставка ресурсов в нужном количестве и ассортименте и в максимально возможной степени готовности к потреблению в требуемое место при заданном уровне логистических издержек.
Логистические издержки — затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.п.).
Среди функций логистики можно выделить производственные, связанные с непосредственным выполнением производственных процессов, и управленческие, связанные со сбором информации и принятием решений по материально-техническому обеспечению проекта.
Рис. 18.7. Пример материального потока
Концепция логистики в управлении проектам
Материальные ресурсы относят к важнейшим управляемым аспектам проекта; соответственно система управления ресурсами — основная среда подсистем УП. По сути, логистический подход к обеспечению оптимальности материальных потоков полностью соответствует концепции УП в области ресурсного обеспечения. Проект в пределах жизненного цикла имеет:
— «вход» — все ресурсы проекта, включая рассматриваемые в настоящей главе материально-технические и трудовые, а также финансовые и временные ресурсы, команду проекта, информацию, знания, технологии и разнообразные ограничения по входным параметрам;
— комплекс взаимосвязанных процессов обработки этих ресурсов с учетом ограничений и критериальных показателей с целью обеспечения их оптимального использования;
— «выход», являющийся собственно результатом проекта.
В рамках УП функционируют материальные потоки ресурсов и сопровождающие их потоки информации, которые отражают эффективность процессов управления или сигнализируют о нарушениях в запланированном ходе работ.
Таким образом, логистика, имея целью повышение эффективности функционирования системы УП, является его неотъемлемой частью [8].
Важнейшие общие задачи логистики в УП:
создание интегрированной системы управления материальными потоками на основе информационных потоков;
разработка методов управления движением ресурсов и контроля материальных потоков;
определение стратегии и технологии физического распределения ресурсов по работам проекта;
стандартизация полуфабрикатов и упаковки;
прогнозирование объемов поставок, перевозок и складирования;
выявление дисбаланса между потребностями и возможностями закупки и поставок;
оптимизация технической и технологической структур транс- портно-складских комплексов.
Примеры частных задач логистики в УП:
— создание минимальных запасов;
— сокращение времени хранения продукции в запасах;
— сокращение времени перевозки продукции и т.д.
Выбор конкретной формы организации управления материальными ресурсами зависит от специфики проекта.
Логистическая подсистема УП ориентирована на материальные (ресурсные) потоки, т.е. по сути является подсистемой управления ресурсами. Структура логистической системы в рамках УП приведена на рис. 18.8.
Требования к закупкам. Логистика закупок (снабжения) представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов. Для ее эффективного функционирования необходимо знать, какие именно ресурсы, материалы необходимы для реализации проекта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех участников проекта, и решить следующие задачи:
Рис. 18.8. Структура логистической системы проекта
определение потребности/расчет количества заказываемых материалов;
определение метода закупок;
согласованность цены и заключение договора;
установление контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
организация размещения ресурсов на складах.
Эффективное планирование и информационное логистическое обслуживание позволяют снять противоречие между необходимостью бесперебойного снабжения реализации проекта и минимизацией складских запасов.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими менеджерами команды проекта, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию реализации проекта.
После того как определены объем потребностей в сырье и комплектующих изделиях, а также структура материально-технического снабжения, менеджер по закупкам выбирает способ закупок и организует поставки.
Требования к поставщикам. Имеется два основных критерия выбора поставщика:
стоимость приобретения продукции или услуг;
качество обслуживания.
Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение репутации и имиджа команды проекта, социальную значимость сферы деятельности по проекту, перспективы роста и развития команды и т.п.
Качество обслуживания включает качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью понимают гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени независимо от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.
Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико. Так, к ним относят: удаленность поставщика от потребителя, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, наличие у поставщика резервных мощностей, организацию управления качеством продукции у поставщика, психологический климат в его трудовом коллективе, риск забастовок у поставщика, его способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования, кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.
Требования к доставке ресурсов. К основным параметрам транспортной системы относят: место концентрации грузов, порт отгрузки, морское транспортное агентство, порт назначения, место таможенного контроля, а также внутреннюю автотранспортную или железнодорожную компанию.
Транспортировка — важный элемент логистической цепочки: закупки — поставки — транспорт — распределение ресурсов. Новый подход к транспорту как к составной части более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них (например, от одной железнодорожной станции до другой, из порта в порт или с терминала на терминал). Однако с позиции организации перевозок целесообразно анализировать весь процесс перевозки от грузоотправителя до грузополучателя (по системе «от двери до двери»). Если же учитывать интересы проекта, то здесь необходимо принимать в расчет не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку, хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов на работы проекта и всю связанную с этим процессом информацию, сопровождающую материальный поток. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг.
В табл. 18.3 приведено сравнение основных систем управления запасами в логистических системах.
Таблица 18.3
Сравнение основных методов управления запасами
Требования к складам для хранения ресурсов. Хранение запасов при традиционной системе закупок предполагает наличие комплекса складов с соответствующими издержками и затратами. Склады рассматриваются как интегрированная составная часть логистической цепи. Основные требования к складам включают:
обеспечение качественного хранения ресурсов и доставку их по месту назначения в срок;
минимизацию издержек хранения.
Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом:
содержание складских помещений:
амортизация складских зданий,
амортизация складского оборудования,
затраты на профилактический ремонт,
расходы на отопление, электроэнергию и воду,
страхование зданий и земельный налог,
арендная плата;
затраты на обслуживающий персонал:
заработная плата складских рабочих и служащих,
расходы на социальные нужды рабочих и служащих;
затраты на транспортные средства:
амортизация,
расходы на топливо и энергию,
расходы на профилактический и текущий ремонт,
страхование и налоги на транспортные средства;
убытки от хранения запасов:
охрана складов и старение материалов,
коррозия и другие потери,
расхождения в результатах инвентаризаций (ошибки учета отпуска и приемки),
кражи,
потери вследствие понижения цен,
страхование запасов.
К основным статьям издержек по содержанию складов западные экономисты относят также потери процентов на капитал, которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги с банковских счетов на финансирование строительства складских помещений и оснащение их соответствующим оборудованием. Перечисленные статьи издержек могут достигать значительных сумм, поэтому система материально-технического снабжения постоянно оптимизируется, т.е. ведется поиск механизмов функционирования, которые снижали бы потребность в складах до необходимого минимума, упрощали процедуру заказа и получения предметов снабжения, ускоряли быстродействие системы.