Как уже говорилось, горизонтальный (временной) аспект рассмотрения маркетинга отражает его место в проекте с точки зрения временной структуры этого проекта, т.е. его жизненного цикла.
Горизонтальный (временной) аспект маркетинга проекта изображен на рис. 9.11.
Наибольший объем исследований осуществляется в прединвести- ционной фазе проекта. В инвестиционной фазе исследования имеют существенно меньшее значение и соответственно меньшую долю в объеме выполняемых работ. В период эксплуатации эти показатели несколько увеличиваются, что связано с необходимостью более внимательного мониторинга рынка для принятия адекватных решений по УП и его продукции.
Разработка стратегии, концепции и программы маркетинга проекта также происходит в основном на прединвестиционном этапе, после чего деятельность на этих направлениях становится менее напряженной, но для каждой составляющей маркетинга в разной мере. На протяжении всего жизненного цикла проекта происходит корректировка,
Рис. 9.11. Временной аспект маркетинга проекта
исправление стратегии, концепции и программы. При этом корректировка программы производится чаще, чем корректировка концепции маркетинга, изменения же стратегии в ходе реализации проекта обычно менее существенны, нежели изменения концепции маркетинга.
Разработка бюджета маркетинга проекта происходит на прединвестиционной фазе, но на фазе инвестиций бюджет обычно подвергается существенному видоизменению, связанному с реализацией схем финансирования. Управление бюджетом маркетинга осуществляется в рамках общей функции управления стоимостью проекта, которая является сквозной, но, естественно, на фазе эксплуатации на первый план выходят только операции по контролю за соблюдением бюджета.
Рис. 9.12. Взаимосвязь маркетинга с другими функциями и подсистемами УП
Реализация маркетинга осуществляется на фазе инвестиций и на фазе эксплуатации вплоть до самого завершения проекта. В некоторых случаях мероприятия по маркетингу могут реализовываться и после того, как основная деятельность по проекту уже закончилась.
В заключение темы маркетинга проекта представляется полезным показать взаимосвязь между наиболее значимыми его составляющими и другими функциями и подсистемами проекта (рис. 9.12).