Экономическая библиотека онлайн

Корпоративные стандарты управления проектами

Деятельность компании, реализующей проекты, как правило, регламентируется несколькими ключевыми (рамочными) документами. К ним относятся корпоративные стандарты управления компанией — Project Management Body of Knowledge (PMBOK) американского Института управления проектами (Project Management Institute —

PMI) и стандарт ISO 9001. Политику компании определяют также положения, заложенные в корпоративную культуру компании, ее внутренние нормы и т.д. В настоящее время большое распространение имеют и другие подходы, в частности так называемые деятельностный и менеджерский, они выражены в международных квалификационных стандартах ICB IPMA (International Competence Baseline I PMA). Профессиональные национальные ассоциации почти 40 стран создали свои PM Body of Knowledge (подробнее см. в гл. 3).

В общем случае под корпоративными стандартами управления (КСУ) подразумевается система документов, описывающих порядок управления бизнес-процессами, ресурсами компании и регламентирующих отношения акционеров, менеджеров и работников. Стандарты представляют собой текстовые и графические описания процедур регистрации, хранения, обработки и анализа информации.

Различают общие КСУ компанией и проектами. Корпоративный стандарт может включать как документы, определяющие общие принципы реализации проектов в компании (корпоративная политика по УП, общие положения и классификация проектов), так и детальное описание процессов и методик, а также нормативнорегламентную и методическую документацию.

При построении любой системы управления необходима разработка нормативно-регламентной базы (НРБ), которая определяет объекты управления (организация, подразделение, проект, программа и т.п.), процессы, порядок и сроки выполнения управленческих задач, распределение обязанностей между участниками процессов, состав, формы и содержание выпускаемых документов и другие обязательные для исполнения требования.

В зависимости от специфики отрасли, масштаба и потребностей организации, направленности проектов и других особенностей НРБ может распространяться на различные объекты управления и управленческие процессы. Например, НРБ может регламентировать управление компанией по ключевым показателям; инвестиционной и инновационной деятельностью; бюджетирование, календарное планирование и контроль сроков; управление коммуникациями, рисками, изменениями, контрактами, персоналом.

Типовая структура НРБ включает следующие документы:

— общие положения и терминологию;

— классификацию и описание объектов управления (проектов, программ, портфелей проектов);

— описание процессов УП;

— описание проектных структур и ролей;

— формы и состав основных документов по УП.

Общая часть описывает назначение, порядок ведения и область применения НРБ, а также используемые сокращения и аббревиатуры и глоссарий терминов.

Классификация проектов, программ, портфелей проектов описывает типовые проекты и другие объекты управления, критерии классификации, структуру, типовые жизненные циклы, параметры планирования и контроля.

Процессы УП описывают структуру, состав и порядок выполнения процессов УП, входную и результирующую информацию, распределение ответственности, сроки выполнения отдельных операций и процессов. Комплексы процессов обычно описывают с учетом особенностей различных типов проектов. Регламенты, как правило, включают описание следующих процессов:

— формирование программы развития (сбор заявок, ранжирование и отбор проектов);

— запуск проекта (принятие решения о начале проекта, назначение руководителя, утверждение документов);

— планирование (разработка, согласование и утверждение календарных и прочих планов и бюджетов);

— выполнение, отчетность и контроль (выдача заданий, составление отчетов, контроль выполнения);

— завершение проекта (принятие решений о завершении проекта, завершение расчетов, анализ полученного опыта, архивирование);

— управление изменениями и рисками.

Проектные структуры и роли в проектах описывают организационную структуру УП, программами и портфелями проектов, распределение функций, ответственности и полномочий по управлению ими. Документация может включать отдельные положения о проектном офисе и других проектных структурах.

Альбом форм основных документов по УП содержит перечень форм (шаблонов) рабочих документов, порождаемых в ходе реализации процессов управления, а также порядок их применения.

В зависимости от детальности проработки стандартов процессы управления различными типами проектов, программ и портфелей, а также положения о проектных структурах и ролях могут оформляться в виде отдельных документов, например:

— процедура инициации венчурных проектов;

— процедура постпроектного мониторинга результатов;

— положение об офисе УП;

— положение о менеджере проекта;

— положение о кураторе проекта.

Исполнение процессов и задач, описанных в НРБ, может опираться на принятые в компании методики. Методические документы определяют рекомендации по выполнению конкретных процедур управления, использованию подходов, методов и инструментов. В компаниях в рамках стандарта часто разрабатываются следующие методики:

— расчета и анализа ключевых показателей, характеризующих стратегию компании;

— ранжирования и отбора инвестиционных и инновационных проектов;

— финансово-экономического моделирования инвестиционных проектов и их оценки;

— календарного планирования и контроля сроков;

— контроля проектов по методу освоенного объема;

— расчета показателей бюджетов проектов;

— аттестации персонала.

Как уже было упомянуто выше, управление крупными компаниями производится в соответствии с КСУ. В табл. 11.1 показана номенклатура базовых (системообразующих) стандартов. В табл. 11.2—11.4 приведена номенклатура КСУ в разрезе бизнес-функций и общая структура КСУ.

Таблица 11.1

Система базовых КСУ

Таблица 11.2

Номенклатура КСУ (по бизнес-функциям, распределенным по фазам проектного цикла)

Таблица 11.3

Номенклатура КСУ (по интеграционным бизнес-функциям)

 

Управление проектами

Предисловие

Введение в управление проектами
Концепция управления проектами
  1. Что такое проект и управление проектами
  2. Зачем нужно управлять проектами
  3. Взаимосвязь управления проектами и управления инвестициями
  4. Взаимосвязь между управлением проектами и функциональным менеджментом
  5. Предпосылки развития методов управления проектами/экономикой
  6. Перспективы развития управления проектами
  7. Переход к проектному управлению: задачи и этапы решения
Основы управления проектами
  1. Классификация базовых понятий управления проектами
  2. Классификация типов проектов
  3. Цель и стратегия проекта
  4. Результат проекта
  5. Управляемые параметры проекта
  6. Окружение проектов
  7. Проектный цикл
  8. Структуризация проектов
  9. Функции и подсистемы управления проектами
  10. Методы управления проектами
  11. Организационные структуры управления проектами
  12. Участники проектов
Международные стандарты и сертификация в области управления проектами
  1. Обзор стандартов в области управления проектами
  2. Международная сертификация по управлению проектами
Основные фазы управления проектами
Прединвестиционная фаза проекта
  1. Основные понятия
  2. Этапы реализации прединвестиционной фазы
  3. Состав основных предпроектных документов
  4. Проектный анализ
  5. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта
Инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта
  1. Состав проектной документации
  2. Управление разработкой проектной документации
  3. Этапы разработки проектной документации
  4. Строительная фаза проекта
  5. Завершение инвестиционно-строительного проекта
Специальные вопросы управления проектами
Организационные структуры управления проектами
  1. Общие принципы построения организационных структур управления проектами
  2. Организационная структура и система взаимоотношений участников проекта
  3. Организационная структура и содержание проекта
  4. Организационная структура проекта и его внешнее окружение
  5. Общая последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами
  6. Современные методы и средства организационного моделирования проектов
Организация офиса проекта
  1. Понятие офиса проекта
  2. Основные принципы проектирования и состав офиса проекта
  3. Основные принципы организации виртуального офиса проекта
Проектное финансирование
  1. Источники и организационные формы финансирования проектов
  2. Организация проектного финансирования
Маркетинг проекта
  1. Современная концепция маркетинга в управлении проектами
  2. Маркетинговые исследования
  3. Разработка маркетинговой стратегии проекта
  4. Формирование концепции маркетинга проекта
  5. Программа маркетинга проекта
  6. Бюджет маркетинга проекта
  7. Реализация маркетинга проекта
  8. Управление маркетингом в рамках управления проектами
Оценка эффективности инвестиционных проектов
  1. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
  2. Исходные данные для расчета эффективности проекта
  3. Основные показатели эффективности проекта
  4. Оценка эффективности инвестиционного проекта
  5. Влияние риска и неопределенности при оценке эффективности проекта
Система управления проектами в компании
  1. Сущность системы управления проектами
  2. Корпоративные стандарты управления проектами
  3. Корпоративная система управления проектами
  4. Управление программами и портфелями проектов
  5. Организационная зрелость компаний
  6. Подготовка персонала компании в области управления проектами
Особенности управления нетрадиционными видами проектов
  1. Основные понятия и определения
  2. Антикризисное управление
  3. Реструктуризация предприятий и компаний
  4. Финансовые проекты
  5. Маркетинговые проекты и программы
  6. Инновационные проекты
  7. Образовательные проекты и программы
  8. Управление чрезвычайными ситуациями
  9. Управление программами
  10. Проекты реинжиниринга бизнеса
  11. Организационные проекты
  12. Международные проекты
Процессы управления проектами
Планирование проекта
  1. Основные понятия и определения
  2. Процессы планирования
  3. Уровни планирования
  4. Структура разбиения работ (СРР)
  5. Назначение ответственных
  6. Определение основных вех
  7. Типичные ошибки планирования и их последствия
  8. Детальное планирование
  9. Сетевое планирование
  10. Связь сметного и календарного планирования
  11. Ресурсное планирование
  12. Документирование плана проекта
Контроль и регулирование проекта
  1. Цели и содержание контроля проекта
  2. Мониторинг работ по проекту
  3. Измерение прогресса выполнения работ и анализ результатов
  4. Принятие решений
  5. Управление изменениями
Управление стоимостью проекта
  1. Основные принципы управления стоимостью проекта
  2. Оценка стоимости проекта
  3. Бюджетирование проекта
  4. Методы контроля стоимости проекта
  5. Отчетность по затратам
  6. Методы оценки стоимости строительства и порядок разработки сметной документации в российской практике управления инвестиционно-строительными проектами
  7. Практика и методы определения сметной стоимости строительства в зарубежных странах
Управление работами по проекту
  1. Основные понятия
  2. Цели, задачи, содержание проекта
  3. Взаимосвязь объектов, продолжительности и стоимости работ
  4. Методы управления содержанием работ
  5. Структура и объемы работ
  6. Принципы эффективного управления временем
  7. Состав и анализ факторов потерь времени
  8. 16.8. Формы контроля производительности труда
Менеджмент качества проекта
  1. Основные принципы менеджмента качества
  2. Методы менеджмента качества
  3. Менеджмент качества проекта
  4. Применение международных стандартов в системах менеджмента качества
  5. Порядок подготовки предприятий и организаций к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта 9001:2000
  6. Совершенствование деятельности и СМК
Управление ресурсами проекта
  1. Процессы управления ресурсами
  2. Управление закупками ресурсов
  3. Управление поставками
  4. Управление запасами
  5. Логистика
Управление командой проекта
  1. Формирование и развитие команды
  2. Организационная культура команды проекта
  3. Психологические аспекты управления персоналом
Управление рисками
  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками
Информационные системы управления проектами
  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами