Экономическая библиотека онлайн

Проектный анализ

Проектный анализ проводится как на прединвестиционной, так и на проектной стадиях инвестиционной фазы, с тем чтобы всесторонне исследовать будущий проект, спрогнозировать его ценность и результат. В общем случае для этого используют выражение:

Результаты (ценнойсть) проекта = Изменение выгод в результате проекта — Изменение затрат в результате проекта

Результаты и затраты по проекту для одного вида ресурсов и одного вида продукции можно определить следующим образом.

Результаты за любой год = Прирост объема продукции проекта х Цена единицы продукции проекта

Затраты за любой год = Прирост объема ресурсов на производство х Стоимость единицы продукции

Принято различать следующие виды проектного анализа:

— технический;

— финансовый;

— коммерческий;

— экологический;

— организационный (институциональный);

— социальный;

— экономический.

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

— технико-технологические альтернативы;

— варианты местоположения;

— размер (масштаб, объем) проекта;

— сроки реализации проекта в целом и его фаз;

— доступность и достаточность источников сырья, трудовых и других ресурсов;

— емкость рынка для продукции проекта;

— затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;

— график работ по проекту.

Эти задачи решаются с возрастающей точностью на стадиях пред- инвестиционных исследований, проекта строительства и создания рабочей документации.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются непредвиденные факторы, физические и ценовые, которые приводят к незапланированным расходам.

В ряде стран делаются попытки установить уровни таких расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5% для простых, стандартных проектов до 15% для сложных, уникальных.

Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг. В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

1) маркетинг;

2) источники и условия получения ресурсов;

3) условия производства и сбыта.

В результате коммерческого анализа надлежит ответить на перечисленные ниже вопросы.

— Где будет продаваться продукция?

— Имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?

— Если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?

— Останется ли проект жизнеспособным с финансовой точки зрения при новой цене?

— Какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?

— Предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?

— Какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?

— Способны ли существующие методы поставок гарантировать их своевременность и устранить перебои?

— Практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?

— Кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, так как влияние деятельности человека на окружающую среду недостаточно изучено и, что самое главное, несовершенные с экологической точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.

Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения подобного эффекта.

В план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры, направленные на обеспечение соблюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект. Существенно больших затрат — до 10% — требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.

Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, так как экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к так называемому качественному анализу (например, влияния какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкус, коррозию, животных, растения). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».

Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться, а также выработать необходимые рекомендации в части менеджмента; организационной структуры; планирования, комплектования и обучения персонала; финансовой деятельности; политики.

Основные направления организационного анализа:

— определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);

— оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;

— оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта, особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешне — экономических связей;

— разработка мер по устранению недостатков, выявленных в процессе анализа, а также снижение отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

— разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность выстраивания стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями и поддержку населения, что способствовало бы достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредоточивает внимание на четырех основных областях:

1) социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);

2) организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие трудовых ресурсов, доступ к контролю за ресурсами;

3) приемлемость проекта для местной культуры;

4) стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Следует отметить, что социальный анализ весьма сложен прежде всего из-за затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также его эффективности.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.

Основные виды социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, таковы:

— изменение количества рабочих мест в регионе;

— улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

— изменение условий труда работников;

— изменение структуры производственного персонала;

— изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;

— изменение уровня здоровья работников и населения;

— экономия свободного времени населения.

Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

 

Управление проектами

Предисловие

Введение в управление проектами
Концепция управления проектами
  1. Что такое проект и управление проектами
  2. Зачем нужно управлять проектами
  3. Взаимосвязь управления проектами и управления инвестициями
  4. Взаимосвязь между управлением проектами и функциональным менеджментом
  5. Предпосылки развития методов управления проектами/экономикой
  6. Перспективы развития управления проектами
  7. Переход к проектному управлению: задачи и этапы решения
Основы управления проектами
  1. Классификация базовых понятий управления проектами
  2. Классификация типов проектов
  3. Цель и стратегия проекта
  4. Результат проекта
  5. Управляемые параметры проекта
  6. Окружение проектов
  7. Проектный цикл
  8. Структуризация проектов
  9. Функции и подсистемы управления проектами
  10. Методы управления проектами
  11. Организационные структуры управления проектами
  12. Участники проектов
Международные стандарты и сертификация в области управления проектами
  1. Обзор стандартов в области управления проектами
  2. Международная сертификация по управлению проектами
Основные фазы управления проектами
Прединвестиционная фаза проекта
  1. Основные понятия
  2. Этапы реализации прединвестиционной фазы
  3. Состав основных предпроектных документов
  4. Проектный анализ
  5. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта
Инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта
  1. Состав проектной документации
  2. Управление разработкой проектной документации
  3. Этапы разработки проектной документации
  4. Строительная фаза проекта
  5. Завершение инвестиционно-строительного проекта
Специальные вопросы управления проектами
Организационные структуры управления проектами
  1. Общие принципы построения организационных структур управления проектами
  2. Организационная структура и система взаимоотношений участников проекта
  3. Организационная структура и содержание проекта
  4. Организационная структура проекта и его внешнее окружение
  5. Общая последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами
  6. Современные методы и средства организационного моделирования проектов
Организация офиса проекта
  1. Понятие офиса проекта
  2. Основные принципы проектирования и состав офиса проекта
  3. Основные принципы организации виртуального офиса проекта
Проектное финансирование
  1. Источники и организационные формы финансирования проектов
  2. Организация проектного финансирования
Маркетинг проекта
  1. Современная концепция маркетинга в управлении проектами
  2. Маркетинговые исследования
  3. Разработка маркетинговой стратегии проекта
  4. Формирование концепции маркетинга проекта
  5. Программа маркетинга проекта
  6. Бюджет маркетинга проекта
  7. Реализация маркетинга проекта
  8. Управление маркетингом в рамках управления проектами
Оценка эффективности инвестиционных проектов
  1. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
  2. Исходные данные для расчета эффективности проекта
  3. Основные показатели эффективности проекта
  4. Оценка эффективности инвестиционного проекта
  5. Влияние риска и неопределенности при оценке эффективности проекта
Система управления проектами в компании
  1. Сущность системы управления проектами
  2. Корпоративные стандарты управления проектами
  3. Корпоративная система управления проектами
  4. Управление программами и портфелями проектов
  5. Организационная зрелость компаний
  6. Подготовка персонала компании в области управления проектами
Особенности управления нетрадиционными видами проектов
  1. Основные понятия и определения
  2. Антикризисное управление
  3. Реструктуризация предприятий и компаний
  4. Финансовые проекты
  5. Маркетинговые проекты и программы
  6. Инновационные проекты
  7. Образовательные проекты и программы
  8. Управление чрезвычайными ситуациями
  9. Управление программами
  10. Проекты реинжиниринга бизнеса
  11. Организационные проекты
  12. Международные проекты
Процессы управления проектами
Планирование проекта
  1. Основные понятия и определения
  2. Процессы планирования
  3. Уровни планирования
  4. Структура разбиения работ (СРР)
  5. Назначение ответственных
  6. Определение основных вех
  7. Типичные ошибки планирования и их последствия
  8. Детальное планирование
  9. Сетевое планирование
  10. Связь сметного и календарного планирования
  11. Ресурсное планирование
  12. Документирование плана проекта
Контроль и регулирование проекта
  1. Цели и содержание контроля проекта
  2. Мониторинг работ по проекту
  3. Измерение прогресса выполнения работ и анализ результатов
  4. Принятие решений
  5. Управление изменениями
Управление стоимостью проекта
  1. Основные принципы управления стоимостью проекта
  2. Оценка стоимости проекта
  3. Бюджетирование проекта
  4. Методы контроля стоимости проекта
  5. Отчетность по затратам
  6. Методы оценки стоимости строительства и порядок разработки сметной документации в российской практике управления инвестиционно-строительными проектами
  7. Практика и методы определения сметной стоимости строительства в зарубежных странах
Управление работами по проекту
  1. Основные понятия
  2. Цели, задачи, содержание проекта
  3. Взаимосвязь объектов, продолжительности и стоимости работ
  4. Методы управления содержанием работ
  5. Структура и объемы работ
  6. Принципы эффективного управления временем
  7. Состав и анализ факторов потерь времени
  8. 16.8. Формы контроля производительности труда
Менеджмент качества проекта
  1. Основные принципы менеджмента качества
  2. Методы менеджмента качества
  3. Менеджмент качества проекта
  4. Применение международных стандартов в системах менеджмента качества
  5. Порядок подготовки предприятий и организаций к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта 9001:2000
  6. Совершенствование деятельности и СМК
Управление ресурсами проекта
  1. Процессы управления ресурсами
  2. Управление закупками ресурсов
  3. Управление поставками
  4. Управление запасами
  5. Логистика
Управление командой проекта
  1. Формирование и развитие команды
  2. Организационная культура команды проекта
  3. Психологические аспекты управления персоналом
Управление рисками
  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками
Информационные системы управления проектами
  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами