Без преувеличения можно сказать, что в сегодняшней России происходят масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны — ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка экономической системы и формирование новой.
Все многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов. Если научиться ими управлять, а при этом руководители, призванные принимать решения, будут прислушиваться к рекомендациям профессиональных управляющих проектами, то можно предположить, что проводимые в стране реформы пройдут успешнее.
Вместе с тем понятно, насколько сложно разработать и реализовать на практике систему управления, адекватную жизненным реалиям, поэтому было бы преувеличением сказать, что методология УП — панацея от всех сбоев в механизме реформ.
Отметим главные области изменений в сегодняшней России, являющиеся предпосылками применения и одновременно потенциальной сферой интересов изучаемой дисциплины:
— ликвидация планово-распределительной системы, основанной на принудительном и волевом администрировании, начало формирования правовой системы управления экономикой;
— изменение отношений собственности (разгосударствление предприятий и организаций, акционирование, приватизация и др.);
— процесс демонополизации производителей различного рода товаров и услуг;
— изменение рынка — переход к относительному балансу предложения и платежеспособного спроса;
— изменение организационных форм в соответствии с изменениями отношений собственности и рынка, сопровождающееся децентрализацией управления и постепенной передачей определенных функций на места;
— изменение производственной системы, «подстраивающейся» под рынок;
— изменение методов и средств управления, в частности переход на идеологию программного управления;
— отмена государственной монополии в области внешней торговли;
— формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных и других работ;
— создание рынка инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки проектов;
— появление в инвестиционной сфере первых проектно-ориентированных структур, создаваемых на основе как государственных, так и частных предприятий и компаний;
— определенные изменения в психологии управленцев;
— развитие новых информационных технологий;
— активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые традиционно широко используют методологию управления проектами;
— создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.), которые свою работу строят на проектной основе.
Объективно возрастает сложность управления экономикой в связи с увеличением числа субъектов управления, усложнением их действий, снижением уровня профессионализма менеджеров. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, рассчитанных на минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В таких условиях новый метод становится проверенным инструментом реализации любых проектов необходимого качества в установленные сроки в рамках принятого бюджета.
Вместе с тем имеется ряд ограничений, существенно сдерживающих распространение новой методологии для управления как крупными проектами, так и комплексными программами. К ним относятся не всегда устойчивое функционирование экономики; определенный уровень коррумпированности властей, политические риски; не всегда достаточная инвестиционная активность; высокая инфляция; недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов; отсутствие надежного обеспечения гарантий и льгот для инвесторов, в том числе иностранных.