Экономическая библиотека онлайн

Менеджмент качества проекта

Менеджмент качества в рамках УП — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов к качеству самого проекта и его продукции.

Таким образом, можно выделить менеджмент качества самого проекта и менеджмент качества продукции проекта. Взаимосвязь этих подфункций иллюстрируется на примере.

Примеры. Взаимосвязь между качеством проекта и качеством продукции может быть проиллюстрирована следующими общими примерами.

Стремление обеспечить выполнение работ по проекту в договорные сроки посредством перегрузки персонала может привести к увеличению количества ошибок в технологических процессах и, кроме того, к ухудшению морального климата коллектива команды проекта.

Стремление обеспечить выполнение работ по проекту в договорные сроки посредством ускорения контрольных мероприятий и испытаний обязательно вызовет увеличение количества необнаруженных несоответствий.

Управление качеством включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций. Структура менеджмента качества изображена на рис. 17.19.

Планирование качества — выявление требований к качеству проекта и продукции, а также определение путей удовлетворения этих требований.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

Рис. 17.19. Организационная структура управления качеством компании, реализующей крупные инвестиционно-строительные проекты нефтегазового профиля

В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий:

анализ затрат и выгод;

установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов;

диаграммы:

причин — следствий, называемые также диаграммами Иси- кавы, иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами. Рисунок 17.20 изображает общий вид диаграммы причин — следствий,

блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом;

эксперименты.

В результате планирования качества появляется план организационно-технических мероприятий по обеспечению системы качества проекта, который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета.

В план должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции.

В план могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных процедур или процессов.

Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.

Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также исходя из данных, полученных в результате контроля и испытаний.

Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных

Рис. 17.20. Структура управления качеством проекта

мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний — основа решения об улучшении качества проекта или его продукции.

Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях установления их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.

Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план и документация по качеству.

Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:

проверок;

контрольных карт, которые представляет собой графическое изображение результатов процесса. На рис. 17.21 представлен общий вид контрольной карты;

гистограмм появления различных причин несоответствий, которые представляют собой частный случай диаграмм Парето, упорядоченных по частоте. На рис. 17.22 изображена условная диаграмма Парето;

статистических выборок, анализа динамических рядов, корреляционно-регрессионного анализа и других статистические методов [1];

диаграмм.

Контроль качества может завершиться следующими решениями:

– улучшить качество;

– принять продукцию;

– идентифицировать брак и принять меры по управлению продукцией ненадлежащего качества;

– переработоть продукцию с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний;

– совершенствовать процессы.

Организация контроля качества в управлении проектом представлена на рис. 17.23.

Классификация видов и методов контроля качества в УП представлена на рис. 17.24.

Рис. 17.21. Контрольная карта реализации процесса

Рис. 17.22. Диаграмма Парето

Рис. 17.24. Классификация видов и методов контроля качества в УП

 

Предисловие

Введение в управление проектами

Основные фазы управления проектами

Специальные вопросы управления проектами

Процессы управления проектами

Управление рисками

  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками

Информационные системы управления проектами

  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами