Экономическая библиотека онлайн

Оценка стоимости проекта

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей исследования применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. От целей зависит и точность таких оценок.

В табл. 15.1 представлены различные виды оценок стоимости проекта с указанием цели оценок и их точности.

Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Данные задачи решаются в рамках его планирования (см. гл. 13), а в модуль оценки стоимости должны поступать результаты выполнения этого процесса.

Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в их числе:

— оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);

— приспособления, устройства и производственные мощности;

— рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

— расходные товары (канцелярские принадлежности и т.д.);

— материалы;

— обучение, семинары, конференции;

— субконтракты;

— перевозки и т.д.

Все затраты можно классифицировать:

— как прямые и накладные расходы;

— повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование производственных мощностей — повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования — единовременые затраты;

— постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ;

— плату за сверхурочное рабочее время.

Структура стоимости проекта в разрезе статей затрат обычно базируется на структуре плана счетов проекта, представляющего собой декомпозицию затрат от самого верхнего уровня стоимости всего проекта до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов. Для конкретного проекта выбирается свой план счетов или семейство таковых. В качестве базовых вариантов могут использоваться российские бухгалтерские планы счетов, международные бухгалтерские планы счетов, планы счетов управленческого учета.

Техника оценки затрат проекта включает 13 шагов. Они могут различаться в зависимости от проекта, но в общем случае типичны (перечислены ниже).

Определение потребностей работы в ресурсах.

Разработка сетевой модели.

Разработка СРР (структура разбиения работ, см. гл. 14).

Оценка затрат в разрезе СРР.

Обсуждение СРР с каждым из функциональных управляющих.

Выработка основного направления действий.

Оценка затрат для каждого элемента СРР.

Согласование базовых затрат с высшим уровнем управления.

Обсуждение с функциональными управляющими потребности в персонале.

Разработкасхемы линейной ответственности.

Разработка детальных графиков.

Формированиесуммарного отчета по затратам.

Включениерезультатов оценки затрат в документы проекта. Оценка стоимости проекта по сути является оценкой всех затрат,

необходимых для его успешной и полной реализации. На рис. 15.5 изображены три кривые, отражающие:

обязательства;

бюджетные затраты (сметная стоимость работ, распределенная во времени);

фактические затраты (отток денежной наличности).

Обязательства возникают, например, при заказе каких-либо товаров или услуг заблаговременно, до момента их использования в проекте. В результате выставляются счета, оплата по которым может производиться либо в момент готовности товаров к поставке, либо в момент их получения, либо согласно принятой в организации политике оплат. В любом случае при заказе бюджет уменьшается на сумму этого заказа. В ряде случаев она не учитывается до момента получения счета, что некорректно отражает текущее состояние бюджета. В связи с этим возникает потребность в системе планирования и учета обязательств проекта. Кроме выполнения своих основных функций данная система позволит еще и прогнозировать будущие выплаты.

Бюджетные затраты характеризуют расходы, планируемые при производстве работ.

Фактические затраты отражают расходы, возникающие при выполнении работ проекта либо в момент выплаты денежных средств.

Реальное соотношение этих видов затрат зависит от нескольких факторов, включающих:

— соотношение между объемами трудовых ресурсов, материалов и субконтрактов в проекте;

— политику оплаты счетов в организации;

— период поставки основного оборудования;

— график выполнения работ по субконтрактам;

— влияние графика работ на списание затрат при поставке оборудования.

Понимание разницы между описанными видами затрат позволит эффективно управлять общими расходами проекта.

Исходя из структуры жизненного цикла проекта его стоимость включает следующие составляющие:

— стоимость исследований и разработок: проведение прединвес- тиционных исследований, анализ затрат и выгод, системный анализ, детальное проектирование и разработку опытных образцов продукции, предварительную оценку продукции, разработку проектной и другой документации на продукцию;

— затраты на производство, сборку и тестирование продукции проекта, поддержание производственных мощностей, материально-техническое обеспечение, обучение персонала и пр.;

— затраты на строительство производственных и административных помещений (строительство новых или реконструкцию старых);

— текущие затраты: заработную плату, материалы и полуфабрикаты, транспортировку, управление информацией, контроль качества и пр.;

— снятие продукции с производства: затраты на переоборудование производственных мощностей, утилизацию остатков.

 

Управление проектами

Предисловие

Введение в управление проектами
Концепция управления проектами
  1. Что такое проект и управление проектами
  2. Зачем нужно управлять проектами
  3. Взаимосвязь управления проектами и управления инвестициями
  4. Взаимосвязь между управлением проектами и функциональным менеджментом
  5. Предпосылки развития методов управления проектами/экономикой
  6. Перспективы развития управления проектами
  7. Переход к проектному управлению: задачи и этапы решения
Основы управления проектами
  1. Классификация базовых понятий управления проектами
  2. Классификация типов проектов
  3. Цель и стратегия проекта
  4. Результат проекта
  5. Управляемые параметры проекта
  6. Окружение проектов
  7. Проектный цикл
  8. Структуризация проектов
  9. Функции и подсистемы управления проектами
  10. Методы управления проектами
  11. Организационные структуры управления проектами
  12. Участники проектов
Международные стандарты и сертификация в области управления проектами
  1. Обзор стандартов в области управления проектами
  2. Международная сертификация по управлению проектами
Основные фазы управления проектами
Прединвестиционная фаза проекта
  1. Основные понятия
  2. Этапы реализации прединвестиционной фазы
  3. Состав основных предпроектных документов
  4. Проектный анализ
  5. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта
Инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта
  1. Состав проектной документации
  2. Управление разработкой проектной документации
  3. Этапы разработки проектной документации
  4. Строительная фаза проекта
  5. Завершение инвестиционно-строительного проекта
Специальные вопросы управления проектами
Организационные структуры управления проектами
  1. Общие принципы построения организационных структур управления проектами
  2. Организационная структура и система взаимоотношений участников проекта
  3. Организационная структура и содержание проекта
  4. Организационная структура проекта и его внешнее окружение
  5. Общая последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами
  6. Современные методы и средства организационного моделирования проектов
Организация офиса проекта
  1. Понятие офиса проекта
  2. Основные принципы проектирования и состав офиса проекта
  3. Основные принципы организации виртуального офиса проекта
Проектное финансирование
  1. Источники и организационные формы финансирования проектов
  2. Организация проектного финансирования
Маркетинг проекта
  1. Современная концепция маркетинга в управлении проектами
  2. Маркетинговые исследования
  3. Разработка маркетинговой стратегии проекта
  4. Формирование концепции маркетинга проекта
  5. Программа маркетинга проекта
  6. Бюджет маркетинга проекта
  7. Реализация маркетинга проекта
  8. Управление маркетингом в рамках управления проектами
Оценка эффективности инвестиционных проектов
  1. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
  2. Исходные данные для расчета эффективности проекта
  3. Основные показатели эффективности проекта
  4. Оценка эффективности инвестиционного проекта
  5. Влияние риска и неопределенности при оценке эффективности проекта
Система управления проектами в компании
  1. Сущность системы управления проектами
  2. Корпоративные стандарты управления проектами
  3. Корпоративная система управления проектами
  4. Управление программами и портфелями проектов
  5. Организационная зрелость компаний
  6. Подготовка персонала компании в области управления проектами
Особенности управления нетрадиционными видами проектов
  1. Основные понятия и определения
  2. Антикризисное управление
  3. Реструктуризация предприятий и компаний
  4. Финансовые проекты
  5. Маркетинговые проекты и программы
  6. Инновационные проекты
  7. Образовательные проекты и программы
  8. Управление чрезвычайными ситуациями
  9. Управление программами
  10. Проекты реинжиниринга бизнеса
  11. Организационные проекты
  12. Международные проекты
Процессы управления проектами
Планирование проекта
  1. Основные понятия и определения
  2. Процессы планирования
  3. Уровни планирования
  4. Структура разбиения работ (СРР)
  5. Назначение ответственных
  6. Определение основных вех
  7. Типичные ошибки планирования и их последствия
  8. Детальное планирование
  9. Сетевое планирование
  10. Связь сметного и календарного планирования
  11. Ресурсное планирование
  12. Документирование плана проекта
Контроль и регулирование проекта
  1. Цели и содержание контроля проекта
  2. Мониторинг работ по проекту
  3. Измерение прогресса выполнения работ и анализ результатов
  4. Принятие решений
  5. Управление изменениями
Управление стоимостью проекта
  1. Основные принципы управления стоимостью проекта
  2. Оценка стоимости проекта
  3. Бюджетирование проекта
  4. Методы контроля стоимости проекта
  5. Отчетность по затратам
  6. Методы оценки стоимости строительства и порядок разработки сметной документации в российской практике управления инвестиционно-строительными проектами
  7. Практика и методы определения сметной стоимости строительства в зарубежных странах
Управление работами по проекту
  1. Основные понятия
  2. Цели, задачи, содержание проекта
  3. Взаимосвязь объектов, продолжительности и стоимости работ
  4. Методы управления содержанием работ
  5. Структура и объемы работ
  6. Принципы эффективного управления временем
  7. Состав и анализ факторов потерь времени
  8. 16.8. Формы контроля производительности труда
Менеджмент качества проекта
  1. Основные принципы менеджмента качества
  2. Методы менеджмента качества
  3. Менеджмент качества проекта
  4. Применение международных стандартов в системах менеджмента качества
  5. Порядок подготовки предприятий и организаций к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта 9001:2000
  6. Совершенствование деятельности и СМК
Управление ресурсами проекта
  1. Процессы управления ресурсами
  2. Управление закупками ресурсов
  3. Управление поставками
  4. Управление запасами
  5. Логистика
Управление командой проекта
  1. Формирование и развитие команды
  2. Организационная культура команды проекта
  3. Психологические аспекты управления персоналом
Управление рисками
  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками
Информационные системы управления проектами
  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами