Оценка социально-экономической эффективности проекта состоит в расчете показателей его эффективности с позиций народного хозяйства в целом и обладает рядом особенностей:
— в денежных потоках отражается стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологических сферах;
— в составе оборотного капитала учитываются только запасы (материалы, незавершенная готовая продукция) и резервы денежных средств;
— исключаются из притоков и оттоков денег по операционной и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (включая государство) другому;
— производимая продукция (услуги, работы) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах.
Денежные поступления от операционной деятельности рассчитываются по объему продаж и текущим затратам. Дополнительно в денежных потоках от операционной деятельности учитываются внешние эффекты, например увеличение или уменьшение доходов сторонних организаций и населения, обусловленные последствиями реализации проекта.
При наличии соответствующей информации в состав затрат включаются ожидаемые потери от аварий и иных внештатных ситуаций.
В денежных потоках от инвестиционной деятельности учитываются:
— вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода;
— затраты, связанные с прекращением проекта;
— вложения в прирост оборотного капитала;
— доходы от реализации имущества и нематериальных активов при прекращении проекта.
Для оценки коммерческой эффективности проекта используются все те же показатели, приведенные в п. 10.3, но при этом возникает ряд дополнительных моментов:
— используются предусмотренные проектом (рыночные) текущие или прогнозные цены на продукты, услуги и материальные ресурсы;
— денежные потоки рассчитываются в тех же валютах, в которых проектом предусматриваются приобретение ресурсов и оплата продукции;
— заработная плата включается в состав операционных издержек в размерах, установленных проектом;
— если проект предусматривает одновременно и производство, и потребление некоторой продукции (например, производство и потребление комплектующих изделий и оборудования), а в расчете учитываются только затраты на ее производство, но не расходы на ее приобретение, то осуществляется соответствующий перерасчет;
— при расчете учитываются налоги, сборы, отчисления и т.п., предусмотренные законодательством, в частности возмещение НДС за используемые ресурсы, установленные законом налоговые льготы и пр.;
— если проектом предусмотрено полное или частичное связывание денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и прочее), вложение соответствующих сумм учитывается (в виде оттока) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а получение (в виде притоков) — в денежных потоках от операционной деятельности;
— если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитываются затраты по каждому из них.
В качестве выходных форм для расчета коммерческой эффективности проекта рекомендуются таблицы:
— отчета о прибылях и об убытках;
— денежных потоков с расчетом показателей эффективности;
— прогноза баланса активов и пассивов по шагам расчета (необязательно).
Оценка финансовой реализуемости проекта и расчет показателей эффективности участия предприятия в проекте. Методи- чески расчет эффективности участия предприятия в проекте производится в соответствии с п. 10.3. В качестве оттока рассматривается собственный (акционерный) капитал, а в качестве притока — поступления, остающиеся в распоряжении проектоустроителя после обязательных выплат, в том числе по привлеченным средствам. В расчет вносятся следующие изменения.
В денежном потоке от инвестиционной деятельности к оттокам добавляются дополнительные фонды, в расчете потребности в оборотном капитале можно добавлять пассивы за счет обслуживания займов.
В денежном потоке от операционной деятельности добавляются в притоке доходы от использования дополнительных фондов (в случае необходимости) и учитываются льготы по налогу на прибыль при возврате и обслуживании инвестиционных займов. Добавляется часть денежного потока от финансовой деятельности: в притоках — привлеченные средства, в оттоках — затраты по возврату и обслуживанию этих средств, а также (при необходимости) выплаченные дивиденды.
Шаг расчета рекомендуется выбирать таким, чтобы взятие и возврат кредитов, а также процентные платежи приходились на начало или конец шага.
Перед вычислением показателей эффективности денежные потоки преобразуются так, чтобы на каждом шаге расчета суммарное сальдо денежного потока стало неотрицательным. Для этого используются дополнительные фонды.
Оценка эффективности проекта для акционеров. В случае если оценка эффективности проекта производится раздельно по обыкновенным и привилегированным акциям, исходными данными для такого расчета являются соотношение стоимости обыкновенных и привилегированных акций, а также доходность привилегированных акций или ее отношение к доходности обыкновенных акций.
Оценка эффективности проекта структурами более высокого уровня. Реализация проекта нередко затрагивает интересы структур более высокого уровня по отношению к непосредственным участникам проекта. Эти структуры могут участвовать в реализации проекта или даже, не будучи участниками, влиять на его реализацию. В этой связи рекомендуется оценивать эффективность проекта по критериям структур более высокого уровня, в частности интересов:
— Российской Федерации, субъектов РФ, административно-территориальных единиц РФ (региональная эффективность);
— отраслей экономики, объединений предприятий, холдинговых структур и финансово-промышленных групп (отраслевая эффективность).
Расчет ведется по сумме денежных потоков от инвестиционной, операционной и частично финансовой деятельности: учитываются поступление и выплата кредитов только со стороны среды, внешней по отношению к данной структуре.
В денежных потоках не учитываются взаиморасчеты между участниками, входящими в рассматриваемую структуру, и расчеты между этими участниками и самой структурой. В то же время учитывается влияние реализации проекта на деятельность рассматриваемой структуры и входящих в нее других (сторонних) предприятий.
Денежные потоки рассчитываются в дефлированых ценах. Условия финансовой реализуемости не проверяются, так как схема финансирования используется не полностью.
Выходными формами являются таблицы денежных потоков с расчетом показателей эффективности.
Расчет показателей региональной эффективности производится в соответствии с п. 10.3, но при этом:
— дополнительный эффект в смежных отраслях народного хозяйства, а также социальные и экологические эффекты учитываются только в рамках данного региона;
— при определении оборотного капитала помимо запасов учитываются также задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой;
— стоимостная оценка производимой продукции и потребляемых ресурсов производится так же, как и в расчетах социально-экономической эффективности, с внесением при необходимости региональных корректировок;
— в денежные притоки включаются возникающие в связи с реализацией проекта денежные поступления (оплата произведенной в регионе продукции, платежи по предоставленным регионом займам, поступления заемных средств, субсидий и дотаций, поступающие налоги) в регион из внешней среды (федерального центра, других регионов и входящих в них предприятий, иностранных источников);
— в денежные потоки включаются возникающие в связи с реализацией проекта платежи (за использованные ресурсы других регионов, оплата поступивших в регион ресурсов, предоставление займов, платежи по полученным займам, перечисление налогов) во внешнюю среду (в бюджет более высокого уровня, иностранным государствам, другим регионам);
— при наличии необходимой информации учитываются изменения доходов и расходов, связанные с влиянием реализации проекта на деятельность других предприятий и населения региона (косвенные финансовые результаты проекта).
Расчеты отраслевой эффективности проекта производятся аналогично расчетам показателей эффективности участия предприятия в проекте, но при этом:
— учитывается влияние реализации проекта на деятельность других предприятий данной отрасли (косвенные отраслевые финансовые результаты проекта);
— в составе затрат предприятий-участников не учитываются отчисления и дивиденды, выплачиваемые ими в отраслевые фонды;
— не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями-участниками;
— не учитываются проценты за кредит, предоставляемый отраслевыми фондами предприятиям отрасли — участникам проекта.
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются в соответствии с п. 10.3 на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
— притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;
— доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
— платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
— платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
— комиссионные платежи Минфину России за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
— дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценными бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта.
К оттокам бюджетных средств относятся:
— предоставление бюджетных, в частности государственных, ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления проекта;
— предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
— предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
— бюджетные дотации, связанные с проведением ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно рекомендуется учитывать налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов, а также государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население (если проект оказывает на них влияние), в том числе:
— прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации проекта;
— изменение налоговых поступлений от предприятий, деятель — ность которых ухудшается или улучшается в результате реализации проекта;
— выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта;
— выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.
В качестве выходной формы рекомендуется таблицы денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности (п. 10.3). Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД. При наличии бюджетных оттоков возможно определение ВНД и ИД.