Менеджмент качества в рамках УП — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов к качеству самого проекта и его продукции.
Таким образом, можно выделить менеджмент качества самого проекта и менеджмент качества продукции проекта. Взаимосвязь этих подфункций иллюстрируется на примере.
Примеры. Взаимосвязь между качеством проекта и качеством продукции может быть проиллюстрирована следующими общими примерами.
Стремление обеспечить выполнение работ по проекту в договорные сроки посредством перегрузки персонала может привести к увеличению количества ошибок в технологических процессах и, кроме того, к ухудшению морального климата коллектива команды проекта.
Стремление обеспечить выполнение работ по проекту в договорные сроки посредством ускорения контрольных мероприятий и испытаний обязательно вызовет увеличение количества необнаруженных несоответствий.
Управление качеством включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций. Структура менеджмента качества изображена на рис. 17.19.
Планирование качества — выявление требований к качеству проекта и продукции, а также определение путей удовлетворения этих требований.
Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.
Рис. 17.19. Организационная структура управления качеством компании, реализующей крупные инвестиционно-строительные проекты нефтегазового профиля
В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий:
анализ затрат и выгод;
установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов;
диаграммы:
причин — следствий, называемые также диаграммами Иси- кавы, иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами. Рисунок 17.20 изображает общий вид диаграммы причин — следствий,
блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом;
эксперименты.
В результате планирования качества появляется план организационно-технических мероприятий по обеспечению системы качества проекта, который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета.
В план должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции.
В план могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных процедур или процессов.
Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.
Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также исходя из данных, полученных в результате контроля и испытаний.
Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных
Рис. 17.20. Структура управления качеством проекта
мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний — основа решения об улучшении качества проекта или его продукции.
Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях установления их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.
Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план и документация по качеству.
Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:
проверок;
контрольных карт, которые представляет собой графическое изображение результатов процесса. На рис. 17.21 представлен общий вид контрольной карты;
гистограмм появления различных причин несоответствий, которые представляют собой частный случай диаграмм Парето, упорядоченных по частоте. На рис. 17.22 изображена условная диаграмма Парето;
статистических выборок, анализа динамических рядов, корреляционно-регрессионного анализа и других статистические методов [1];
диаграмм.
Контроль качества может завершиться следующими решениями:
— улучшить качество;
— принять продукцию;
— идентифицировать брак и принять меры по управлению продукцией ненадлежащего качества;
— переработоть продукцию с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний;
— совершенствовать процессы.
Организация контроля качества в управлении проектом представлена на рис. 17.23.
Классификация видов и методов контроля качества в УП представлена на рис. 17.24.
Рис. 17.21. Контрольная карта реализации процесса
Рис. 17.22. Диаграмма Парето
Рис. 17.24. Классификация видов и методов контроля качества в УП