Отличают генеральную цель (миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.5).
Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:
- стратегический анализ;
 - разработку и выбор стратегии;
 - реализацию стратегии.
 
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOT-анализ [4]).
К числу факторов внешней среды относят:
- технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
 - ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
 - экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
 - ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
 - социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
 - политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика);
 - экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды);
 - конкуренты (количество, возможности).
 

Рис. 2.5. Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК)
Внутренняя среда включает:
- целевые рынки (нишу, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
 - маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
 - сбыт (объем продаж, скидки);
 - каналы распределения (как, через кого осуществляется продажа);
 - производство (оборудование, технологии, площади);
 - персонал (квалификацию, численность, мотивацию, корпоративную культуру);
 - снабжение (поставщиков, условия и системы поставки);
 - исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
 - финансы (структуру капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
 - номенклатуру продукции (степень диверсификации);
 - стратегию, которая разрабатывается исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа.
 
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:
- корпоративную стратегию (общее направление развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);
 - деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке).
 
Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:
лидерство в издержках,
дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),
концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);
- функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
 
Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:
- географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;
 - выбор корпоративной стратегии;
 - выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;
 - установку основного соотношения «продукт — рынок» для разработки концепции маркетинга;
 - функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;
 - выбор оптимальной группы клиентов;
 - основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
 - использование средств для обеспечения усиления положения на рынке — либо объединение усилий с другими компаниями, либо осключительно собственные средства.
 
Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенный элемент стратегии — фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 19):
- видение (философию) организации;
 - господствующие ценности;
 - нормы и правила поведения;
 - ожидания предстоящих изменений;
 - процедуры и поведенческие ритуалы.