В связи с тем что выбор и разработка организационной структуры УП является сложной, междисциплинарной и слабо формализуемой задачей, попытки создания общего для этой деятельности алгоритма представляются ошибочными. Тем не менее существует общая совокупность проблем, успешное разрешение которых приводит к созданию эффективной организационной структуры проекта.
Это прежде всего принципиальный выбор структуры в соответствии с изложенными в п. 6.1 принципами. Указанные три принципа взаимосвязаны и, как правило, должны соблюдаться в комплексе и одновременно. Поэтому выбор адекватной организационной структуры должен осуществляться в соответствии с общей системой этих критериев.
Обобщенно связь между видами организационных структур по содержанию и по уровню структуризации показана на рис. 6.22.
Рис. 6.22. Организационные структуры в двумерном пространстве «направления интеграции — уровень структуризации»
Кроме того, существует общая зависимость выбираемой организационной структуры по содержанию и уровню структуризации от системы взаимоотношений участников проекта, выражаемой в схеме организационной структуры (см. п. 6.3). Такая зависимость представлена в табл. 6.6. С помощью условных обозначений показано, какую организационную структуру целесообразно применять при той
Таблица 6.6. Зависимость вида организационной структуры по содержанию проекта и уровню структуризации от системы взаимоотношений участников проекта
|
Схемы организационных структур в зависимости от системы взаимоотношения участников проекта |
|||||||
Организационные структуры по содержанию |
Выделенная структура |
Управление по проектам |
Всеобщее УП |
Двойственная организационная структура |
Сложные структуры управления проектами |
|||
Управление за заказчиком |
Управление за генподрядчиком |
Управление за управляющей фирмой |
Управляющая фирма + генподрядчик |
|||||
Функциональные структуры |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
посредники |
+ |
+ |
— |
++ |
+ |
— |
— |
-+ |
команды |
+- |
+ |
— |
+- |
+ |
— |
— |
+- |
Слабая матрица |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+- |
+- |
+- |
Сбалансированная матрица |
— |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сильная матрица |
— |
++ |
++ |
+ |
-+ |
++ |
++ |
+ |
Проектно-целевая структура |
+ |
-+ |
++ |
+ |
-+ |
+ |
++ |
++ |
Гибридная структура |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+- |
-+ |
+- |
Условные обозначения:
Эффективность применения организационных структур в зависимости от схемы взаимоотношений участников и содержания проекта
– — низкая
–+ — скорее низкая, нежели высокая
+– — скорее высокая, нежели низкая
+ — высокая
++ — очень высокая эффективность применения
Целесообразный уровень структуризации деятельности
белый цвет ячеек — низкий
серый цвет ячеек — средний
темно серый цвет ячеек — высокий
или иной схеме взаимоотношений участников проекта и какой уровень структуризации при этом избрать.
Так, для выделенной структуры наиболее целесообразны функциональные или проектно-целевые структуры. Это связано с тем, что выделенная структура функционирует практически автономно от «материнской» и поэтому требует не горизонтальной интеграции двух структур, а централизованного контроля, что может быть достигнуто как с помощью функциональной, так и проектной структуры. Этим же обусловлен сравнительно высокий уровень структуризации (формализации) деятельности. В случае необходимости может быть достигнута либо функциональная специализация, либо горизонтальная интеграция.
Управление по проектам требует тесной координации деятельности между проектной и «материнской» структурами, что может быть достигнуто при использовании практически любых организационных структур. Наиболее целесообразными являются матричные структуры, которые позволяют совместить и горизонтальную, и вертикальную интеграцию проекта с «материнской» структурой. Обычно уровень структуризации при этом требуется не выше среднего.
Всеобщее УП целиком и полностью организует деятельность в виде проектов, поэтому для него предпочтительней использовать горизонтальные структуры с невысоким уровнем структуризации.
Двойственная организационная структура предназначена для обеспечения горизонтальной интеграции деятельности двух равных участников проекта, структура которых может быть любой. В этом случае предпочтительней всего использовать механизм посредников, в рамках которого не выдвигается особых требований к изменению структур участников.
Для более тесной интеграции деятельности двух участников проекта можно использовать как матричные, так и проектно-целевые структуры, при этом требуются серьезные изменения структур самих участников. Высокий уровень структуризации нужен для четкого разграничения полномочий и ответственности участников, не всегда согласных друг с другом.
Схема «управление за заказчиком» предполагает большее использование вертикальных структур. Это объясняется тем, что заказчик, как правило, не является организацией, которая регулярно осуществляет проекты, и обычно функционирует как вертикальная структура. Применение матричных структур возможно для большей интеграции деятельности заказчика по проекту.
В рамках схемы «управление за генподрядчиком» целесообразно использовать в большей степени горизонтальные организационные структуры, поскольку большинство генподрядных организаций строят всю свою работу на базе УП и реализуют несколько проектов одновременно. То же самое можно сказать и о схеме «управление за управляющей фирмой».
С случае же совместной деятельности управляющей фирмы и генподрядчика требуется усилить между ними интеграцию под контролем управляющей фирмы, а также обеспечить распределение прав и ответственности между ними. Для этих целей пригодны также горизонтальные структуры, но в некоторых случаях бывает достаточно структуру самого проекта организовать как функциональную с элементами посредников или команд. Это особенно целесообразно при долгосрочном проекте, который начинает жить во многом самостоятельно и не требует сильной внутренней горизонтальной интеграции деятельности по проекту.
После принципиального выбора организационной структуры осуществляется ее детальное проектирование, современные методы и средства которого описаны в п. 6.6. Организационное проектирование заканчивается созданием пакета организационной, методической и справочной документации, которая обычно включает следующие документы:
— организационная структура проекта (графическое изображение структурных единиц);
— штатное расписание (перечень должностей, их количества и заработной платы);
Рис. 6.23. Общая последовательность разработки и создания организационных структур УП
— положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;
— методические инструкции, технологические карты процессов и пр. (формализованное описание технологии выполнения процессов);
— требования к персоналу (профессиограммы, социально-психологические портреты);
— график и бюджет проекта.
На основе этой документации можно переходить к непосредственному подбору персонала, обучению и организации его деятельности по проекту.
Таким образом, принципиально деятельность по разработке и созданию организационной структуры УП можно представить в виде четырех блоков, представленных на рис. 6.23.
В каждом конкретном случае в силу неповторимости проектов данная общая последовательность может приобретать свою специфику.