Макроэкономические факторы, формирующие инвестиционный климат. Активность инвестиционного процесса, по существу, определяет жизнедеятельность экономики. Чем эффективнее протекают процессы расширенного воспроизводства капитала, тем успешнее развиваются производственный аппарат и социальная инфраструктура страны.
Инвестиционная деятельность, ее структура, мощность и степень воспроизводства финансовых активов во многом зависят от состояния экономического организма.
Неблагоприятный инвестиционный климат обусловлен следующими основными причинами:
— отсутствием устойчивой правовой стабильности при реализации долгосрочных инвестиционных проектов;
— отсутствием информационной прозрачности, подразумевающей возможность для потенциального инвестора получить полные и достоверные данные о финансовом положении заемщика;
— наличием высокой степени политических и экономических рисков.
Сегодня становится все более очевидным, что переход к экономическому росту во многом будет зависеть от того, насколько успешно будет активизироваться инвестиционная деятельность.
Действующие механизмы управления экономикой. Помимо общих принципов управления и организационной структуры, система управления включает цель и задачи управления, систему методов, исполнительные экономические и организационные механизмы, законодательно оформленные правила. Функции управления можно разделить на основные и обеспечивающие. К основным можно отнести задающую, координирующую, регулирующую и контрольную, к обеспечивающим — информационную, экспертно-аналитическую, нормативно-методическую.
Важный для характеристики механизма управления экономикой элемент — соотношение между государственным регулированием и саморегулирующей возможностью рыночной экономики. Очевидно, что каждому этапу переходного периода должно соответствовать свое соотношение.
Государственное регулирование экономики осуществляется в двух взаимосвязанных формах, а именно в форме законодательства и в форме программ. Законодательство, с одной стороны, устанавливает нужные государству «правила игры» для всех участников управления с учетом политики в той или иной области, а с другой — отражает льготные условия для участников конкретных программ по приоритетным проблемам. Программы и проекты позволяют реализовывать все функции управления применительно к важнейшим задачам развития как на стадии разработки, так и в процессе осуществления задуманного. Являясь основными регуляторами, законы и программы занимают разное место в системе управления.
Особенности механизма управления в настоящее время определяются переходным периодом к рыночным отношениям, который в свою очередь требует использования методов и механизмов, характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и (во все меньшей степени) для плановораспределительной экономики, основанной на общественной собственности. С этой точки зрения можно говорить о том, что работающий в настоящее время механизм управления находится в стадии формирования и объективно еще не может давать ожидаемого эффекта.
Концепция развития в переходный период и состав решаемых задач позволяют говорить о двух основных подходах к механизму управления. Первый подход предполагает максимально возможное устранение государства от регулирования экономических процессов и предельную децентрализацию системы управления. Второй подход ориентирован на активное влияние государства на экономические процессы, включая формирование рыночных отношений. Постепенно складывается механизм управления, сочетающий оба подхода в соответствии с требованиями каждого периода развития экономики.
Бюджетная политика представляет собой основной механизм государственного регулирования экономики, так как использование большинства экономических рычагов так или иначе связано с бюджетом.
На данной фазе развития общества бюджетная политика — наиболее эффективный метод воздействия государства на производителей. Однако в условиях дефицитности бюджета возможности этого механизма ограниченны. При отсутствии достаточных средств для вложения в развитие приоритетных, но капиталоемких отраслей и производств, помимо программного предполагается осуществлять так называемое точечное финансирование, т.е. финансирование конкретных объектов/проектов и предприятий, имеющих особо важное значение.
Основные элементы макрорегулирования оформляются в виде законов и проходят рассмотрение в Федеральном Собрании РФ. Предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ являются такие направления макрорегулирования, как финансовая, кредитная, налоговая, валютная, таможенная политика, а также денежная эмиссия.
Налоговая политика. В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики — важнейший инструмент бюджетной политики, позволяющий реализовать как распределительную, так и стимулирующую стратегию государства. Между этими двумя функциями налоговой системы существуют серьезные противоречия. На разных фазах развития государство отдает предпочтение той или иной функции в зависимости от решаемых задач. Например, в настоящее время основной акцент сделан на распределительную функцию, что во многом обусловлено реальным состоянием экономики. Налоговая политика — основной источник аккумуляции денежных средств в государстве.
Финансово-кредитная политика включает методы финансового маневрирования Банка России, который в настоящее время занимает ключевое место в реализации экономической политики государства. Сейчас узаконены такие операции Банка России на открытом рынке, как купля-продажа коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций, валютные интервенции, право предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами, оперировать с государственными бумагами на вторичном рынке. Место Банка России в управлении экономикой в настоящее время определяется отводимой ему ролью по подавлению инфляции.
Банковская система помимо Банка России и его структур включает сеть коммерческих банков, основная масса которых находится в собственности государства. Выполняя функции расчетов и аккумулируя денежные средства, банки определяют стратегию и тактику кредитной политики, которая в свою очередь является основным регулятором в нормально функционирующей рыночной экономике.
Таможенная политика. Система лицензирования импорта-экспорта в настоящее время — один из наиболее эффективных рычагов воздействия государства на производителей; вместе с тем основное препятствие проведения последовательной таможенной политики — отсутствие четких подходов к цели и задачам развития. В результате таможенная политика используется в интересах лишь определенных групп.
Ценовая политика. Возможности воздействия на экономические процессы с помощью ценовой политики достаточно велики, так как в сфере государственного регулирования находятся цены на энергоносители, транспортные тарифы, а также цены продукции, закупаемой для федеральных нужд. Политика в области цен тесно переплетается с налоговой.
Денежно-эмиссионная политика — одно из проявлений бюджетной политики и финансовый метод макрорегулирования. Сюда же часто относят и валютную политику.
Внешнеэкономическая политика — важное направление стимулирования внутреннего рынка. Она решает задачи регулирования внешней торговли, обслуживания внешней задолженности, а также привлечения внешнего финансирования и иностранных инвестиций.
Организационные и нормативные методы. В условиях кризиса, при ограниченных возможностях чисто стоимостных методов регулирования, существенно возрастает роль организационных и нормативных методов. Сюда можно отнести методы формирования рыночной институциональной инфраструктуры, проведение приватизации и развитие различных организационных форм типа торгов и конкурсов. Задачи формирования затратного рыночного механизма регулируются в рамках антимонопольной политики и поддержки предпринимательства.
Важная функция государственного управления — контроль за соблюдением законодательно установленных нормативов. Выполнение данной функции осуществляется с помощью системы административных взысканий, таких как штрафы, отмена льгот, снятие средств со счетов в безусловном порядке и т.д. С этой точки зрения нормативные требования законодательства всех уровней — важнейшее условие управляемости. Задача заключается во внедрении действенных систем контроля за выполнением этих требований.
Проблемы совершенствования механизмов управления экономикой. В настоящее время есть вопросы управления, на которые невозможно дать однозначного ответа из-за отсутствия целостной концепции развития. Наиболее остро стоит вопрос о федеральных отношениях и распределении функций управления между федеральным и региональным уровнями, не имеющий пока однозначного законодательного решения. Практически не отлажено государственное управление федеральными предприятиями. В этом плане большое значение могут иметь постановления Правительства РФ «О делегировании полномочий предприятий по распоряжению объектами федеральной собственности органами Госкомимущества», «О Типовом уставе федерального госпредприятия, контракте с его руководителем». Крайне плохо отрегулирован в законодательстве механизм доверительного управления — основа существования трастовых компаний. Не имеют четкого законодательного решения вопросы, связанные с участием государства в уставном капитале акционерных обществ.
Особого внимания заслуживает управление субъектами жизнеобеспечения экономики (газ, нефть, уголь, энергетика). Сейчас этими ресурсами занимаются корпорации и акционерные общества, взаимоотношения которых с местными органами власти не отрегулированы.
Программный метод управления, в основу которого положена система программ и проектов, имеет целью совершенствование управления экономикой. Программы — основа проводимой государством бюджетной политики, ориентированной на решение важнейших задач. По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяют программы федеральные, президентские, региональные, отраслевые, объектные целевые программы и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы (ФЦП) — важнейшее средство реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.
Методология управления целевыми комплексными программами, включая их инвестиционную часть для условий переходного периода, отработана достаточно слабо. Важное направление ее совершенствования — использование и развитие опыта, накопленного в процессе работы с методами управления инвестиционными проектами.
С этой точки зрения программы могут рассматриваться как совокупность проектов, образующих единый мультипроект (подробнее см. в гл. 3).