Управление чрезвычайными ситуациями

Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с целью установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них разработало следующую классификацию чрезвычайных ситуаций:

— локальные;

— местные;

— территориальные;

— региональные;

— федеральные;

— трансграничные.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях; людей, у кото-

Рис. 12.13. Схема подготовки образовательных проектов (на примере российско-американского проекта по подготовке проект-менеджеров)

рых оказались нарушены условия жизнедеятельности; от размера материального ущерба; границы зон распространения поражающих факторов ЧС [2]. В зависимости от места ЧС в приведенной классификации определяются силы и средства предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, ответственные за устранение последствий чрезвычайной ситуации.

Детальный анализ ЧС как природного, так и техногенного характера периодически проводится силами МЧС России. Особое внимание при этом уделяется изучению причин и динамики ситуаций во времени. На основе анализа делается прогноз ситуации на планируемый период и вырабатываются необходимые мероприятия по предупреждению ЧС.

Так, научные исследования, проведенные по заказу МЧС России, показали, что тенденция увеличения риска ЧС природного характера на территории Российской Федерации в ближайшее десятилетие сохранится. Помимо общемировых причин (освоение новых территорий, повышающее подверженность населения и хозяйства опасным природным явлениям; усложнение технологий, повышающее их чувствительность к опасным воздействиям) это вызвано социальными и экономическими процессами, происходящими в России в последние годы и приведшими в конечном итоге к снижению уровня адекватной защиты и противодействия природным опасностям.

Аналогчный анализ с необходимыми мероприятиями делается и по так называемым техногенным ЧС.

На основе детального анализа всех видов ЧС вырабатываются основные направления государственной политики в области предупреждения ЧС.

Так, в результате проведенного анализа ЧС, имевших место на территории Российской Федерации в 1999 г., подтверждается тенденция возрастания природных и техногенных опасностей (данные получены с сайта МЧС России). Увеличивающееся расходование средств на ликвидацию ЧС и их последствий в целом не решает проблему обеспечения безопасности населения и территорий. В связи с этим основным направлением государственной политики в области предупреждения ЧС и обеспечения безопасности населения и территорий в современных экономических условиях является обеспечение абсолютной ответственности владельцев потенциально опасных объектов в вопросах промышленной безопасности, разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования проведения превентивных мероприятий.

К основным направлениям государственной политики в области ЧС можно отнести также пересмотр и корректировку ряда нормативных документов в сторону увеличения запасов прочности сооружений, систем, оборудования и коммуникаций в связи с возрастанием нагрузок на техносферу от воздействия опасных природных факторов.

С целью существенного снижения количества ЧС техногенного характера одним из главных направлений следует считать кардинальное обновление основных производственных фондов.

Первостепенное внимание при решении указанной проблемы нужно уделить развитию и совершенствованию систем мониторинга и сетей наблюдения и лабораторного контроля.

 

Предисловие

Введение в управление проектами

Основные фазы управления проектами

Специальные вопросы управления проектами

Процессы управления проектами

Управление рисками

  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками

Информационные системы управления проектами

  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами